Программа Александра Крупинина «Неделя» – священники комментируют события прошедшей седмицы
Прямой эфир: 7 апреля 2013 г.
Александр Крупинин:
Сегодня наш приглашенный гость – настоятель храма во имя святых Первоверховных апостолов Петра и Павла при РГПУ им. Герцена иерей Димитрий Симонов. Сегодня – праздник Благовещения.
Иерей Димитрий Симонов:
Это событие имеет значение для каждого человека и всей Церкви. В этом празднике, помимо начала Благой Вести, мы празднуем то, как трепетно и бережно Бог относится к свободной воле человека, к его выбору. Ведь Божией Матери архангел не просто сказал «ты должна исполнять волю Божию», и пока она не ответила «се, раба Господня, да будет мне по слову Твоему», не свершилось того, что ожидалось от нее. Этот праздник – торжество и свидетельство того, что Бог любит нас, и к каждому человеку, к его воле, к его свободному выбору относится с глубоким уважением, бережно, даже, подчас, если этот выбор идет против воли Божией. Мы должны учиться у нашего Отца Небесного быть подобными Ему, и мы учимся у Бога трепетному отношению к нашим близким, и подчас к тем, кто нам не нравится. Евангельская история спасения не состоялась бы без синергии, без согласия Бога и человека. Очень радостно понимать, что ты ценен в глазах Божиих с тем наполнением, которое Он в тебя вложил. Праздник учит видеть это мир глазами Божьими. А навязывать другим собственный взгляд на мир, заставлять их мыслить или действовать по-своему – это неправильно, не по-христиански. Христос предостерегал своих учеников «беречься закваски фарисейской», то есть подходить к человеку, к пониманию его, к статусу другого человека с точки зрения собственного «благочестия», «непогрешимости». Нам всем полезно помнить, что мы – ученики Христа.
АК: В Санкт-Петербурге прошел симпозиум православной молодежи, и Вы, отец Димитрий, были его участником.
ДС: Я был на симпозиуме вместе с некоторыми членами нашей молодежной общины, которая отпраздновала свое одиннадцатилетие. Есть специальные проекты для молодежи, просветительские. Молодежь довольно хорошо осознает меру своей ответственности, и для нее очень полезно помнить, что их молодость, силы, энергия – требуют от них и большего участия в каких-то практических делах, но с опорой на мудрость тех, у кого есть определенный жизненный опыт. Основная задача молодежных приходов, организаций – это миссия в молодежной среде, в среде школьников. На симпозиуме ребята делились своим опытом, было представлено несколько уже работающих проектов миссионерских клубов, общин, движений, и было предложено внести какие-то свои идеи, предложения, чтобы улучшить тот или иной проект. Например, есть замечательный миссионерский проект клуба «Встреча» – проведение регулярных семинаров, лекций, бесед в школах, со старшеклассниками. Или проект по работе в детском доме «Старший брат», когда юноши и девушки налаживают отношения с ребятами из детского дома и эти отношения сохраняют. Если ребенка никто не усыновит, у него все-таки есть свой друг, который может взять его на прогулку, в совместную поездку – служение очень важное. Острой остается проблема – как привлечь волонтеров, это тоже обсуждалось. Наша молодежная община поделилась опытом организации выездных палаточных лагерей, эти выезды проходят уже третий год, мы подумываем о привлечении в такие поездки нецерковной, светской молодежи. Проблем тоже достаточно, и главная – как обеспечить дисциплину в таком составе участников. В общем, знакомились, общались, обсуждали, учились – симпозиум оказался очень полезным и плодотворным.
АК: В нашем городе прошел большой форум Балтийского моря. Каково участие Церкви в экологическом движении?
ДС: Человеку очень полезно напоминать, чем он живет и для чего. И Церковь напоминает о бережном отношении к другой человеческой жизни, об ответственности за все то, что вокруг нас. Тем более, что есть непосредственное библейское указание: человек был сотворен Богом по большой любви и был поставлен над этим миром. Этот мир сломался, испортился через грехопадение человека, и всякая тварь стенает именно от наших грехов. И кому, как ни Церкви, свидетельствовать и напоминать человеку, что он был поставлен мудрым правителем этого прекрасного мира. А мир мы испортили. Поэтому нужно не продолжать его портить, а стараться беречь его, чувствуя свою ответственность перед Богом. Это очень важно – осмысление человеком своей роли и своей меры ответственности за окружающий мир. Современное общество забывается, безумствует, однако многие вещи мировое сообщество уже осознало, экология стала актуальным и важным вопросом жизни человека. Человека нужно научить задавать себе вопрос: что я могу сделать, чтобы этот мир стал лучше? Человека нужно воспитывать, его нужно подводить к мысли, что он должен бережно относиться к тому, что есть, потому что какой-нибудь неудобный для меня голубь или воробей – для Бога тоже по-своему ценен.
АК: Теперь от проблемы экологической к проблеме общественной: может ли Россия предложить миру свою модель мироустройства.
ДС: Россия действительно может нести такое свидетельство, поделиться своим опытом – нам есть чем поделиться. Перед нами пример раскаявшейся Германии. Если и мы научимся так же, показывая свою шишку другим, говорить: не наступайте на эти грабли! – это будет полезно для всех.
Здесь мне видится важным как раз аспект нашего недавнего советского прошлого. Иерархи Церкви свидетельствуют, что попытка построить счастливое общество без Бога обречена на торжество неправды и насилия над личностью. Мы все это пережили и могли бы свидетельствовать перед всем миром как раз о значимости человеческой личности, и попробовали бы обрести какие-то важные точки опоры, а христианство и наследие православной веры здесь могло бы очень помочь. Так, в христианстве высоко ставится человеческая личность, человеческая свобода и нравственность – понимание этого могло бы принести огромные плоды и мы можем дать большой урок и самим себе, прежде всего, и другим странам. Что касается современности, мне кажется, мы находимся в очень сложном периоде становления и переосмысления многих вещей.
АК: Мне тоже кажется, что прежде, чем давать какие-то рекомендации, надо бы самим в себе разобраться в первую очередь, а может быть, и у других поучиться.
То, что произошло на Кипре тоже симптоматично. Церковь говорит о том, что то, как развивается общество, стремящееся к наживе, приводит к кризису, экономическому и социальному.
ДС: Мне очень понравилось, как Кипрская Церковь отреагировала: они предложили заложить свое имущество, чтобы поддержать людей, Это показатель того, что Церковь жива, действует и опирается не на имущество, а на Христа, и это – самое главное для Церкви, когда она понимает, что врата адовы нас не одолеют, даже если наши счета в банке оскудеют. Это очень здорово и можно только аплодировать и молиться за наших кипрских братьев. Большая опасность современной экономической системы – это кризис, и во многом – кризис нравственности. И тому, что Церковь в этих условиях ведет себя, как Церковь, можно только порадоваться.
Текст подготовила Н.М. Лукьянова
Священник Николай Савченко в программе Александра Крупинина «Неделя»: о Феодоровском соборе в честь 300-летия Дома Романовых, о вопросе подлинности царских останков, об антиправославном вандализме, о новом главе Западной Церкви >> | |
Гость программы протоиерея Александра Степанова «Экклесия» священник Иакинф Дестивель рассказал о новом главе Западной Церкви Папе Франциске
ТЕКСТ + АУДИО >> |
Протоиерей Владимир Сорокин в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Похоже, мы не научились извлекать уроки из своей истории» |
|
В программе Александра Крупинина «Неделя» – председатель Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии протоиерей Георгий Иоффе: «Кто сейчас не знает своего знака зодиака? А это – элемент оккультной среды» |
Протоиерей Александр Рябков в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Если в обществе до сих пор еще есть добрые чувства по отношению к Бела Куну, значит, оно не готово к покаянию. Пока мы не придем к общему мнению, что России ничего доброго Свердлов, Бела Кун, Вышинский не сделали, мы будем иметь то, что мы имеем. А переименование улиц – это первый реальный шаг к покаянию» |
|
Протоиерей Александр Степанов в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Мы все умеем говорить красивые и правильные слова, а нужен новый Франциск Ассизский, человек, который бы что-то свидетельствовал своей жизнью» |
|
Иерей Николай Савченко в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Как раз в это время 80 лет назад, в феврале-марте 1933 года, люди умирали с голоду в огромных количествах: 6 миллионов умерших – это официальные данные. И что сейчас мы об этом слышим? Ничего. В Сталинграде были окружены около 300 тысяч, а жертвы голодомора – это 20 таких группировок! И мы молчим об этом. А слышим что? О переименовании Волгограда в Сталинград… Как же мы можем давать городу имя того, кто был крупнейшим гонителем Церкви Христовой за всю ее историю?!» |
Протоиерей Александр Рябков в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Мы сейчас пожинаем плоды небрежения к человеку, плоды нашего прошлого» |
|
Протоиерей Владимир Сорокин в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Нужно не критиканствовать, а найти в собеседнике собеседника, а не врага. Зачастую интеллигенция противостоит власти, а заодно и Церкви. Должно быть смирение и у тех, и у других» |
|
Протоиерей Александр Дягилев в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Да, Крещение – это православный экстрим!» |
|
Священник Димитрий Симонов в программе Александра Крупинина «Неделя» о семейных ценностях в нашей жизни и в американском кинематографе: «Все ужасно, даже хуже, чем в античности у язычников» |