Программа Александра Крупинина
«Неделя»
Священники комментируют события прошедшей седмицы
Протоиерей Владимир Сорокин
Прямой эфир: 16 февраля 2014 г. АУДИО ПОЛНОСТЬЮ — В КОНТАКТЕ
Александр Крупинин: У нас в гостях настоятель Князь-Владимирского собора Санкт-Петербурга протоиерей Владимир Сорокин. Будет правильно начать наше обсуждение с того события, в котором Вы, отец Владимир, принимали участие, очень важного для нашей Церкви: в прошлое воскресенье был День памяти новомучеников и исповедников Российских, была служба в Левашово. Что Вы сказали в своей проповеди?
Протоиерей Владимир Сорокин: На Левашовском кладбище я задумался о том, что там лежат 47 тысяч человек: и мученики, и исповедники, и простые люди, большинство – православные. Меня всегда там мучит вопрос: почему и как это могло случиться? В последнее время есть тенденция: самое важное – выполнять закон, и при этом как-то не учитывается наличие совести, нравственности. Но Библия – это не книга закона, а книга завета. Тут и ответственность человека, и совесть Господь дает. А когда общество пытается построить что-то только на принципах закона, меня это приводит в недоумение. Главное для человека – это совесть, если люди совестливые, и в правительстве, и рядовые люди, тогда таких трагедий не должно было бы происходить. Левашово всегда требует от меня какого-то ответа, я его ищу. Наши новомученики поступали по совести, а их гонители – по закону, да по какому закону! К 20-летию Октября (37-й год) было издано постановление, которое предписывало, согласно разнарядке, уничтожить в Ленинграде 4 тысячи человек, так и написано. Выполнили, и послали заявку – прибавьте нам еще, мы еще 4 тысячи можем уничтожить, и им прибавили, и они выполнили! Была ли у них совесть? Почему совесть не стоит у нас во главе угла? Вот недавно – убийство в школе, в церкви, а кто-то из комитета просвещения поставил вопрос: можно ли сделать так, чтобы православная культура в школе преподавалась не как отдельный предмет, а используя элементы архитектуры, живописи, искусства. Поставили на голосование, и 88% сказали, что не надо делать доступными для детей религиозные истины. А ведь школа, семья, храм – это должно быть единым целым. Школа отрабатывает ум, а кто будет заниматься совестью? Сместили все понятия, а только Церковь, только религия занимается совестью детей, человека. Создали в обществе отрицательную религиозную формулу, и теперь не дают возможность детям увидеть в «Капитанской дочке» или у Грибоедова примеры ума, совести, красоты.
Вопрос слушателя: Какое сегодня реальное отношение общества к сохранению памяти новомучеников?
ВС: Государство, власть и общество как-то не определились по отношению к эпохе, к мученикам. В ограде церкви есть памятники и храмы строятся в их честь, но ни улиц, ни площадей, переименованных в честь новомученика, нет. А кто ответственен за это? Это вопрос совести. Эпоху можно прочувствовать, пережить, включив туда свою совесть, свою ответственность, свою сопричастность, свое отношение к ней. Для меня это непростой вопрос – почему формируется неприятие религии.
АК: Потому что боятся. Был марксизм-ленинизм, навязанный нам, и теперь люди боятся, что так же будут навязывать им религию. К Богу человек должен приходить сам, свободно. А когда мы будем говорить людям, что наше общество – православное, и мы должны делать то-то и то-то, это нарушение главной христианской заповеди – свободного выбора.
ВС: В XX веке произошло смещение понятий, религия стала пугалом, и теперь любой чиновник может рассуждать на эти темы, хотя он может и не знать основ христианства. Мне больно, страшно и стыдно за прошлое, а впереди будущее. Если нашим детям и внукам не давать представления о вере и не давать возможности очищать свою совесть, то что из них вырастет? Господь создал человека чистым, и эту чистоту нужно поддерживать, охранять. Но нельзя и так, что вы обязательно должны быть православными, верующими, в Церкви не может быть насилия. Апостол Павел сказал «Все мне позволено, но не все полезно», человеку дал Господь возможность выбирать, дал свободу. Но сегодняшний человек почему-то настроен так: где закон – там мораль должна молчать.
АК: Закон должен опираться на мораль, но у нас это не всегда совпадает.
ВС: В XX веке большевики всё делали по закону, согласно своим постановлениям.
АК: Да, сначала захватили власть, а потом сказали, что теперь мы – закон.
Вопрос слушателя: Сейчас идет олимпиада, и комментатор "Радио России" говорит, что не только правил (закона) не существует в спорте, а наоборот, выдвигается тезис, что это правильно – ради победы своей страны идти на какие-то уловки.
АК: В спорте считается, что допустимо все, что угодно: можно симулировать, нарушать правила – это в порядке вещей, вопросы совести и морали здесь отсутствуют абсолютно, есть даже термин «здесь надо фолить», то есть нарушать правила, и это нормально и вполне естественно для современного сознания.
ВС: Я смотрел открытие олимпиады, и идея мне очень понравилась: я понял так, что проводится мысль, что Россия всегда объединялась любовью. Так говорил и Сергий Радонежский: «Любовью и единением спасемся». Но, как священник, я подхожу с человеческой точки зрения: меня, конечно, смущает, сколько на это потратили средств, и особенно история, когда одного спортсмена купили за несколько миллионов долларов, теперь он выигрывает соревнования, и еще будет получать за это. С точки зрения простого человека – ведь страна вся работала на эту Олимпиаду, и сейчас работает. Мне кажется, что такие большущие траты (в 2017 году еще будет футбол, в 11 городах должны построить колоссальные стадионы, и вся страна будет это финансировать) не очень уместны. А простому человеку остаются крохи какие-то от всего этого. Олимпиада все-таки тешит тщеславие человека, гордость оттачивается, это не совсем по-христиански.
АК: Например, епархиальное радио «Град Петров» практически без денег осталось, может закрыться в любой день.
ВС: Мы поставили в соборе кружку «На нужды радио “Град Петров”», и я призываю других настоятелей храмов помочь радио.
Вопрос слушателя: Согласно социальным опросам – растет доверие к Церкви, в стране более 80% считают себя православными. Действительно ли у нас общество становится христианским?
ВС: Я скептически отношусь к этим цифрам. Если у нас 80% православных людей в городе, то почему у нас такие проблемы с детьми, престарелыми, больными? Почему в городе нет нормальной, хорошей православной школы-десятилетки? У евреев есть, у мусульман есть, у армян и грузин есть, а у нас нет. Где эти православные? Есть три православные гимназии, но там оплата не менее 10 тысяч в месяц за ребенка. По словам апостола Иакова «вера без дел мертва». Если ты православный, ты должен обязательно быть в приходе, нести свою ответственность, участвовать в социальной, просветительской работе. В основном, нам в приход идут бумаги с требованиями подсчитать то-то и то-то, бюрократическая работа, а нормальной жизни и нет. А, чтобы она была, нужно (и я постоянно говорю об этом), чтобы власть наша поменьше тратила на олимпиады и футбольные матчи, а давала бы возможность возле храмов устроить и маленькую богадельню, и школу, и помещения для встречи, где люди могли бы встречаться друг с другом за чашкой чая. А нет денег на всё это – потому что сейчас всё на олимпиаду ушло. И до 2017 года будут уходить деньги на то, чтобы в 11 городах построить колоссальные стадионы и связать их скоростными железными дорогами. У нас в Петербурге строится стадион, который должен был войти в строй в 2007 году, и конца и края нет, а куда деньги уходят – это вопрос. А у нас 80% православных, которые не могут спросить у губернатора – сколько и куда денег ушло?
АК: Православные могут обращаться с такими вопросами к власти, с критикой государства. А имеют ли православные право на критику Церкви?
ВС: Вопрос поставлен неправильно. Церковь – это Иисус Христос, Тело Христово, как вы можете его критиковать? А вот духовенство, священноначалие, и вообще всех верующих мы все имеем право критиковать. Но критиковать серьезно, а не высмеивать. Вот сейчас дьякон Кураев поставил проблему – так ее надо же обсуждать. Я считаю, что он поставил правильную проблему, неправильно только по форме: обращаться надо было в церковный суд, а не в СМИ, т.к. эта система информации сегодня не является объективной. Если он дорожит честью, святостью, единством Церкви – он знает прекрасно, где эти вопросы нужно было ставить. Отец Тихон Шевкунов приводит примеры из своей практики, он говорит: «Я шел к Патриарху, ставил его перед проблемой, называл вещи своими именами, и решения принимались». Когда я был ректором Санкт-Петербургской Духовной академии, мы тоже тогда боролись с антисоветчиками и гомосексуалистами. И когда мы их вычисляли, то просто их увольняли. Я считаю, что на эту проблему церковный суд, Патриарх и Синод должны отреагировать. Так что любой прихожанин может критиковать священноначалие (это написано в Уставе), но не саму Церковь как Тело Христово. Люди не понимают этой разницы. Патриарх Кирилл столько создал новых структур, что там можно любые вопросы обсуждать и решать. Когда эти структуры будут задействованы полностью, то можно будет решать все вопросы. Я уверен, что людей, имеющих эту проблему (а она среди духовенства есть), надо извергать из сана, так положено и по канонам.
Текст: Н.М. Лукьянова
АУДИО ● Репортаж Ксении Богдановой
День памяти новомучеников. Панихида в Левашово 2014
О финансовых трудностях радиостанции «Град Петров» – в программе Александра Ратникова «Обратная связь». |
День памяти новомучеников и исповедников Российских: почему у нас нет стойкого иммунитета против возврата в сталинские времена? Как Церковь относится к тем, кто пытал, мучил, расстреливал людей? Каких бы вершин достигла Россия, если бы не было революции 1917 года? Какое общество мы строим сейчас? В программе «Неделя» принимает участие протоиерей Александр Степанов |
|
В программе «Пастырский час» на вопросы слушателей ответил протоиерей Александр Рябков: «У митрополита Сурожского Антония есть такие слова: «Сказать человеку "Я тебя люблю" — значит сказать: "Ты никогда не умрешь"». Ксения Блаженная открыла нам суть христианского брака. Господь дал силы святым людям для того, чтобы мы видели, насколько глубокой может быть жизнь человека» |
|
Уместно ли верующим христианам держать в доме собаку? Можно ли православному человеку ездить в Тибет? Что делать, если не удается чувствовать радость от чтения Священного Писания? Как относиться к компьютерным играм? Почему мы называем себя рабами? На вопросы слушателей отвечает священник Максим Плетнев |
|
Священник Николай Савченко в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Поэтому именно народ, оказавшийся в городе – еще большие герои, потому что одно дело, когда ты герой и все для твоего геройства предоставлено, а другое дело, когда ты герой, а тебя бросили» |
Протоиерей Александр Рябков в программе «Неделя»: |
|
Праздник Крещения Господня: почему людям так важно искупаться в проруби в этот день? Дары волхвов: почему для поклонения им выстраиваются длинные очереди, несравнимые с очередями к Святому Причастию? Почему так мало информации о смысле нашей православной веры? В прямом эфире программы Александра Крупинина «Неделя» на вопросы отвечает протоиерей Александр Дягилев |
|
Даниил Петров: 70-ЛЕТИЕ ПЕРВОГО МАССОВОГО ВОЗВРАЩЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ, УНИЧТОЖЕННЫХ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТЬЮ. |
|
Вышло издание «Церковь против большевизма»: чему могла бы научить история двух Сергиев (Воскресенского и Страгородского)? История с увольнением отца Андрея Кураева – со знаком плюс или минус? В программе «Неделя» события прошедшей седмицы Александр Крупинин обсуждает с главным редактором радио «Град Петров» протоиереем Александром Степановым |
|
Радио «Град Петров» совместно с фондом «Возвращение» 13 января 2014 г. провели пресс-конференцию, посвященную 70-летию первого массового возвращения названий (13 января 1944 г.). В пресс-конференции приняли участие главный редактор радио «Град Петров» протоиерей Александр Степанов, вице-президент фонда «Возвращение» Даниил Петров, член Топонимической комиссии Андрей Рыжков, автор программы «Возвращение в Петербург» на радио «Град Петров» Марина Лобанова + АУДИО |
|
Скончался изобретатель автомата Михаил Калашников, награжденный тремя церковными наградами: автомат – орудие убийства, как это совмещается? Почему так дорого обходится проживание пожилых людей в богадельнях? В программе Александра Крупинина «Неделя» последние новости комментирует протоиерей Владимир Сорокин |
|
Итоги празднования 300-летия Александро-Невской лавры. Отношение современного человека к смерти. События на Украине. Папа Франциск и марксизм. Эти и другие темы в программе «Неделя» обсуждают Александр Крупинин и протоиерей Александр Рябков |
Священник Николай Савченко в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Россия в 1917 году погрузилась в пучину смуты и виноваты в этом мы с вами, которые носили красные галстуки и клялись Ленину в верности до смерти» |
|
Почему теперь в нашей митрополии четыре епархии? Почему евхаристические молитвы нужно читать во всеуслышание? Почему так болезненно воспринимаются нами любые изменения в литургических реформах? Почему в проповеди Церкви Евхаристия не занимает главного места? Можно ли считать К.С.Льюиса православным? Почему так редко совершаются миссионерские литургии? |
|
Протоиерей Александр Рябков в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Церковь и не нуждается, чтобы ей были какие-то особые преференции в государстве, все и так Господь за нас сделал. Церкви не нужно, чтобы и государство помогало – в людях есть вера, благодаря милости Божией» |
«Преодоление смуты – внутри сознания людей. А если будут даны такие оценки, что можно это зло просто забыть, пройти мимо, и вытащить из истории только позитив и на этом попытаться строить будущее – это будет дом на песке, который вряд ли сможет устоять». В программе Александра Крупинина «Неделя» события прошедшей седмицы комментирует главный редактор радио «Град Петров» протоиерей Александр Степанов |
|
Почему мы так неприветливы к людям, приехавшим к нам жить и работать? Реанимация Советского Союза и антихристианского образа мышления: почему до сих пор бытуют сказочки о «добром вожде», зачем реставрировать памятник Дзержинскому? Принцип канонизации новомучеников: должен ли был человек в условиях «большого террора» брать вину на себя, спасая других? В программе «Неделя» события прошедшей седмицы обсуждают Александр Крупинин и иерей Николай Савченко |
Как понять изречение «жена да убоится мужа своего»? Можно ли разбавлять крещенскую воду? На вопросы отвечает протоиерей Александр Рябков |
|
В чем разница между смирением и равнодушием? Как относиться к стихам Артюра Рембо? Каким образом Ной ухитрился уместить в ковчеге каждой твари по паре? Что делать, если на улице пристает свидетель Иеговы? Какие фильмы можно смотреть православному человеку? Стигматы когда-нибудь были у православных? На вопросы слушателей в прямом эфире программы «Пастырский час» отвечает иерей Александр Тиманков |
|
Репортаж Ксении Богдановой. |
|
Репортаж Марины Лобановой. |
|
Репортаж Ксении Богдановой. |
|
Адам и Ева – святые или грешники? Православно ли брать деньги за психологическую помощь? Как передать другому человеку свою веру? На вопросы отвечает протоиерей Максим Плетнев, клирик храма Спаса Нерукотворного на Конюшенной площади |
Почему православные при разговоре говорят «на всё воля Божия»? Кем мы должны считать себя: рабами или сынами Бога? Как сохранить мир в семье, если мы с мужем работаем на одной работе? В прямом эфире программы «Пастырский час» на вопросы слушателей ответил протоиерей Александр Рябков |
|
Как появилась традиция исповеди мирян перед каждым причастием и почему она есть только в Русской Православной Церкви? С какого возраста начинать готовить ребенка к евхаристическому посту, к исповеди? Нужно ли крестить детей, родившихся в результате применения биомедицинских технологий? Как акт крещения влияет на посмертную судьбу младенца? |
|
В 1961 г. снесли знаменитую Греческую церковь в честь св. Димитрия Солунского в великолепном неовизантийском стиле, а к 50-летию «Октября» на месте храма появился концертный зал «Октябрьский», архитектурно напоминающий горизонтально растянутый мавзолей. Возможно ли восстановить храм, если для этого надо снести здание БКЗ? Уместно ли установить на фоне БКЗ памятный знак о том, что на этом месте стоял храм, если сейчас там стоит нелепый памятник – красноармейцы в неглиже? В программе «Неделя» события прошедшей седмицы обсуждают Александр Крупинин и прот. Александр Рябков |
|
ТЕКСТ. Схиархимандрит Иоаким (Парр) в программе протоиерея Александра Степанова «Экклесия»: «Христос пришел и дал нам пример. Он пришел в такой же, совершенно такой же, как сегодня, мир и сказал: "Это не путь. Надо быть слугой – вот верный путь. Не нужно быть хозяином". Но мы это еще не услышали…» |
|
Почему «враги человеку – домашние его»? Почему мы называем священника отцом? Как помочь 90-летней бабушке поверить в Бога? На вопросы отвечает протоиерей Вячеслав Харинов |
|
Почему Господь позволил Соломону иметь 700 наложниц? Почему сказано «Не мир пришел Я принести, но меч»? Является ли грехом аборт при внематочной беременности? На вопросы отвечает протоиерей Виталий Головатенко, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургской Консерватории |
|
Какие свечи лучше – восковые или парафиновые? Может ли азербайджанец находиться в православной церкви? Можно ли жертвовать десятину куда-то, кроме Церкви, например, на радио «Град Петров»? Действительно ли Богородица жила в Эфесе? На вопросы отвечает протоиерей Вячеслав Харинов |
Бог всех слышит, или не всех? Как влияет наша молитва на жизнь других людей? Для чего нужны церкви? Как себя вести, если близкий человек попал в секту или им овладела вредная привычка? На эти вопросы и многочисленные просьбы о молитве в прямом эфире программы «Пастырский час» отвечает протоиерей Борис Безменов |
|
Протоиерей Александр Дягилев в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Исповедуя людей у себя в храме я замечаю, что каждая вторая исповедь связана с семейной проблемой» |
|
Каков смысл прощения грехов священником, если впереди всё равно суд Божий? Можно ли в общении с алкоголиком применять «жесткую любовь»? Как больному диабетом поститься перед Причащением? На вопросы слушателей в прямом эфире программы «Пастырский час» отвечает протоиерей Александр Дягилев, настоятель храма св. Александра Невского в Красном селе |
|
Почему христианство освободило европейцев и поработило российских жителей? Как жить и воспитывать ребенка при разногласиях с невоцерковленным мужем? Можно ли просить благословение по телефону? На вопросы слушателей в прямом эфире программы «Пастырский час» отвечает иерей Александр Тиманков, клирик Андреевского собора Санкт-Петербурга |
|
Какое историческое значение имеет Крестный ход 12 сентября по Невскому проспекту? Как исповедоваться, если в сердце нет покаяния? Как помочь тем, кто ходит к экстрасенсам и колдунам? На вопросы слушателей в прямом эфире программы «Пастырский час» отвечает протоиерей Алексий Скляров |
Памяти протоиерея Павла Адельгейма, убитого в Пскове 40 дней назад (АУДИО) + ТЕКСТ отца Павла о мученичестве: «Стойкость и славная смерть христианских мучеников свидетельствует о силе, с которой божественная благодать действует внутри воли, чувства и плоти человека» |
|
Какой вклад в историю сделал митрополит Никодим (Ротов)? Можно ли отдавать половину своей «десятины» сиротам? Почему евангелист Лука написал о детстве Христа, а Иоанн ничего не записал, хотя общался с Божией Матерью? На вопросы слушателей в прямом эфире программы «Пастырский час» отвечает протоиерей Вячеслав Харинов, настоятель Храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной улице |
|
Чем отличается просто доброе дело от доброго дела, сделанного Христа ради? Сколько зарабатывают священники, и на какие деньги покупают мерседесы? Почему слова Христа в разных евангелиях описаны по-разному? На вопросы наших слушателей отвечает протоиерей Константин Пархоменко |