Программа Александра Крупинина «Неделя» – священники комментируют события прошедшей седмицы
Прямой эфир: 10 марта 2013 г.
АУДИО Архивное вещание АУДИО вКонтакте
Александр Крупинин: Сегодня наш гость – настоятель Князь-Владимирского собора, профессор-протоиерей Владимир Сорокин. Отец Владимир, в связи с празднованием 400-летия Дома Романовых: что Вы скажете о месте Романовых в истории и актуальности монархии для современности?
Протоиерей Владимир Сорокин: Мы в соборе стараемся отмечать каждую значимую дату, около собора развернута экспозиция, посвященная войне 1812 года, а сейчас мы готовим экспозицию к 400-летию воцарения Романовых, потому что правили Россией они только 300 лет, а последние почти 100 лет мы живем без царя (и в голове, в том числе). Нужно молиться обо всех людях, которые управляли нашей страной. Сделано Романовыми было очень много – наш город был воздвигнут, множество храмов, дворцов, собор Федоровской иконы Божией матери был построен в честь 300-летия Дома Романовых, его восстановили к 400-летию, и наш Князь Владимирский Собор тоже был воздвигнут в период их царствования. Россия в эту эпоху стала цивилизованной, красивой, наполненной содержанием и формой. Сейчас мы можем объективно оценить их вклад в историю – спасибо им большое за то великое и благое, что они сделали.
Вопрос слушателя: Я хочу спросить по поводу фразы царя-мученика «всюду подлость, обман и предательство».
ВС: Когда начальник говорит, что все его предают, это значит, что сам начальник не доработал, не доконтролировал, не доучил. Наша страна больна «элитизмом», есть элита и есть народ Божий, это пошло еще с Петра I. Просвещение коснулось только узкого круга людей России, и, в конце концов, царь (Николай II) оказался в самоизоляции. Все генералы призывали его отречься от власти и это в самый критический момент нашей истории. А ведь каждый из Романовых при венчании на царство давал клятву до смерти держать престол. Расстреляли Николая уже после его отречения, и была бы совсем другая ситуация в стране, если бы его расстреляли как императора.
Нужно было еще с 1905 года принимать срочные меры, чтобы сократить разрыв между богатством и бедностью (ведь основа любой революции – это зависть), предотвратить катастрофу, Николай I же разобрался с декабристами, а это тоже грозило революцией. Сейчас ситуация такая же – разрыв, не только материальный, но и культурный, между социальными слоями общества все время увеличивается, и это тоже может привести к трагедии. Похоже, мы не научились извлекать уроки из своей истории.
Вопрос слушателя: Как вы относитесь к Великопостным концертам и чтению канона Андрея Критского театральными деятелями в концертных залах?
ВС: Одно дело чтение Апокалипсиса, это не литургическое действо, мы тоже читаем Апокалипсис у нас в соборе, по частям, с истолкованием, это нормально, народу очень нравится. Другое дело – на первой неделе Великого поста, в Чистый понедельник, вечером, когда читается во всех храмах канон преподобного Андрея Критского, объявлен великопостный концерт с чтением этого же канона монахиней из Белоруссии, и отец Андрей Кураев дает объяснения. Это вызывает большое смущение: мы берем из Церкви все самое лучшее, чистое, сажаем людей в концертные залы, и люди там развлекаются, вместо того, чтобы молиться. Это подмена молитвы зрелищем. Проблема нашей интеллигенции – это восприятие Православия как фольклорного, красивого, интересного театрального действия.
Текст: Н.М. Лукьянова
В программе Александра Крупинина «Неделя» – председатель Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии протоиерей Георгий Иоффе: «Кто сейчас не знает своего знака зодиака? А это – элемент оккультной среды» |
|
Протоиерей Александр Рябков в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Если в обществе до сих пор еще есть добрые чувства по отношению к Бела Куну, значит, оно не готово к покаянию. Пока мы не придем к общему мнению, что России ничего доброго Свердлов, Бела Кун, Вышинский не сделали, мы будем иметь то, что мы имеем. А переименование улиц – это первый реальный шаг к покаянию» |
Протоиерей Александр Степанов в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Мы все умеем говорить красивые и правильные слова, а нужен новый Франциск Ассизский, человек, который бы что-то свидетельствовал своей жизнью» |
|
Иерей Николай Савченко в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Как раз в это время 80 лет назад, в феврале-марте 1933 года, люди умирали с голоду в огромных количествах: 6 миллионов умерших – это официальные данные. И что сейчас мы об этом слышим? Ничего. В Сталинграде были окружены около 300 тысяч, а жертвы голодомора – это 20 таких группировок! И мы молчим об этом. А слышим что? О переименовании Волгограда в Сталинград… Как же мы можем давать городу имя того, кто был крупнейшим гонителем Церкви Христовой за всю ее историю?!» |
|
Протоиерей Александр Рябков в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Мы сейчас пожинаем плоды небрежения к человеку, плоды нашего прошлого» |
|
Протоиерей Владимир Сорокин в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Нужно не критиканствовать, а найти в собеседнике собеседника, а не врага. Зачастую интеллигенция противостоит власти, а заодно и Церкви. Должно быть смирение и у тех, и у других» |
Протоиерей Александр Дягилев в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Да, Крещение – это православный экстрим!» |
|
Священник Димитрий Симонов в программе Александра Крупинина «Неделя» о семейных ценностях в нашей жизни и в американском кинематографе: «Все ужасно, даже хуже, чем в античности у язычников» |
|
Протоиерей Александр Дягилев в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Мы их крестим, но спасаются ли они?» |
|
Протоиерей Владимир Сорокин в программе Александра Крупинина «Неделя»: «У нас все носит чисто теоретический характер» |
5 лет после воссоединения Церквей. Протоиерей Николай Артемов: «Я думаю, что наибольшее убеждение шло через единение в пастве. Через опыт встречи с людьми, которые приезжали из России и говорили просто к сердцу священника. Священник, исповедуя этих людей, должен был реагировать на новую паству, пускай эта паства приезжала только временно. Почему южоамериканские приходы отошли после воссоединения? Потому что они меньше всего соприкасались с этим феноменом» |
|
Иерей Димитрий Симонов в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Католическая семья во Франции ссорится по тем же поводам, что и православная семья в Нижнем Новгороде» |
|
Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) о Сергее Аверинцеве: «Всякая его лекция, о чем бы он ни говорил – об античной классике, о византийской поэтике, о латинском средневековье или о философах последних столетий – всякая его лекция как бы вытекала за рамки своей непосредственной темы и сугубо академической проблематики в ту область, где знание ненавязчиво становится богопознанием» |