В программе «Неделя» события прошедшей седмицы Александр Крупинин обсуждает с протоиереем Александром Степановым: «день открытых дверей» в Санкт Петербургской Духовной академии: о чем стоит задуматься будущим священникам; социологический опрос россиян: действительно ли усилилась наша религиозность; события на Украине, референдум в Крыму, разнообразие общественной жизни в рамках единой Поместной Церкви.
В программе «Неделя» события прошедшей седмицы обсуждают Александр Крупинин и главный редактор радио «Град Петров», настоятель храма во имя святой Анастасии Узорешительницы протоиерей Александр Степанов.
Прямой эфир 16 марта 2014 г. Архив вещания АУДИО ВКонтакте
Александр Крупинин: 10 марта прошел «День открытых дверей» в Санкт-Петербургской Духовной академии. Владыкой Амвросием, ректором Духовных школ, была затронута тема: кто должен идти в священники? Это действительно совершенно другое служение, чем, например, служение человека, выбравшего кораблестроительный или какой-нибудь другой ВУЗ?
Протоиерей Александр Степанов: Конечно, это жизненный выбор. Это больше похоже на вступление в брак, чем просто выбор профессии. Человек выбирает себе на всю жизнь определенный образ жизни, определенные жизненные ориентиры. Это выбор ответственный, перед Богом совершенный, а не только перед людьми. В семинарию поступают люди не только в молодом возрасте, наоборот, приветствуются отслужившие в армии, имеющие светское высшее образование, определенный жизненный опыт. По существующим правилам, если человек решил свои канонические проблемы (женился или твердо решил принять монашество), то его можно уже в 21 год рукополагать в священники. А в нашей практике любой священник уже исповедует, а это очень серьезно. И юный человек, не имеющий ни жизненного, ни духовного опыта, берется (а некоторые еще и с излишней ревностью) руководить жизнью других людей. Понятно, что тут могут быть определенные проблемы, поэтому Владыка говорит, что все это надо тщательно продумать и взвесить.
В последние годы Церковь живет в довольно благоприятных условиях (разговоры о каких-то гонениях я всерьез не принимаю). Священнослужители, особенно в крупных городах, имеют достаточно приличную зарплату, какие-то жизненные блага – это может людей молодых и незрелых как-то соблазнять, может показаться довольно неплохим выбором для того, чтобы просто преуспеть в жизни. Некоторые считают, что если они по этому пути пойдут, будут прилично учиться, их оставят служить в городе – вот у них и будет набор этих жизненных благ. Если человек идет с таким настроением в Духовные школы – то его ждет несомненное разочарование.
АК: Еще довольно интересная тема. В новостях за неделю приводится статистика по России: 60% россиян считают, что за последние 10 лет в России усилилась религиозность, и это при том, что 70% считают, что ослабилась прочность брака, 71% – что ослабилось уважение к окружающим, 66% – к закону, и так далее. Цифры выглядят парадоксально. Если религиозность повышается, почему же тогда все это начинает снижаться?
АС: Усилилась религиозность: что это значит? Люди просто видят, что на экране телевизора чаще показывают сюжеты из религиозной жизни, чаще показывают Патриарха. Это говорит о том, что государство выделило несколько больше времени в СМИ для освещения церковной жизни. И это воспринимается как то, что увеличилась религиозность. Второй, гораздо более серьезный и печальный факт заключается в том, что часто люди начинают практиковать церковную жизнь – ходят в храм с какой-то частотой, может быть, даже исповедуются и причащаются, но при этом их жизнь не меняется в христианском русле, они не связывают свою церковность с тем, что они должны переменить свою жизнь. Это происходит вследствие того, что у нас огромное количество людей пришло в Церковь, не получив научения. Они где-то услышали о таинствах и о том, что христианин должен периодически появляться в храме. И вроде бы действительно можно сказать, что у нас число практикующих христиан стало больше. Но вопрос качества: а что эти люди думают по поводу того, что с ними происходит? Есть заблуждение, что благодать действует как-то сама по себе, помимо нашего сознания. Это не так, потому что это было бы некоторым насилием над нашей волей, чего Бог не делает никогда. Другое дело, что своими силами мы можем очень мало, и Бог готов нам эти силы давать, но только если мы сами в правильном направлении ставим себе задачи, цели нашего внутреннего духовного развития. Если мы эти задачи ставим правильно, то тогда участие в таинствах Церкви действительно нам дает силы, чтобы этим путем следовать. Для этого людям надо очень хорошо, подробно и долго объяснять и помогать этим путем следовать. Это должно происходить на приходах. Прежде всего, это подготовка к принятию таинства Крещения, а затем – катехизационные беседы. В нашем храме они проходят регулярно, люди приходят разные: и некрещеные, и такие, которые крещены, но не научены никак, и люди с определенным церковным опытом, но тоже не имеющие систематического научения. Эти встречи длятся полгода. И дальше о том, к чему нас обязывает звание христианина, нужно все время говорить, напоминать. На нашем радио мы стараемся эту функцию дополнять, восполнять – то, что не доделывается на приходах.
Цифры говорят о том, что повышение некоторой религиозной активности людей в плане посещения храмов и участия в таинствах и обрядах возрастает, но на жизни людей это отражается очень мало. Это большая проблема. Но не все сразу, все-таки мы по этому пути как-то движемся, очень неровно, с большим опозданием, много упущено, но с Божьей помощью все возможно – я, в этом смысле, скорее оптимист.
АК: Сегодня очень много информации, к сожалению, у нас люди получают из телевизора. Мир, который возникает на экране, часто подменяет человеку реальный мир.
АС: На этом основаны политтехнологи: когда мы смотрим картинку в телевизоре, то как бы само собой разумеется, что это именно то, что и происходит в жизни. На самом деле в жизни, может быть, ничего похожего не происходит. Я думаю, что всякий человек должен (если он вообще пользуется СМИ) искать несколько разных альтернативных точек зрения и из этого самому для себя определять картину происходящего.
Вопрос слушателя:
Россия, приобретя Крым, получит гораздо больше проблем, чем преимуществ. С экономической точки зрения мы получим очередной дотационный регион, куда понадобятся большие денежные вливания, в котором очень скоро будут московские цены. Мне кажется, что наши власти потеряли чувство реальности. Ощущение такое, что они хотят организовать такую «маленькую победоносную войну», чтобы отвлечь наше общество от внутренних проблем, которые никак не решаются.
АК: Я согласен со слушателем. Кроме того, что будет сложный район, надо учитывать, что Крым фактически не граничит с Россией и все его коммуникации идут через Украину, к тому же в Крыму почти нет пресной воды. Для решения этих проблем понадобятся серьезные капиталовложения, при том что Россия сейчас не находится в очень хорошем экономическом положении. Если Западные страны введут экономические санкции в связи с происходящим, то будут последствия для всей экономики РФ. Даже предчувствие санкций снижает инвестиционную и кредитную активность банков, а очень многие наши предприятия кредитуются в Западных банках. Я думаю, что нужно готовиться к серьезным экономическим сложностям в России в течение ближайшего года.
АС: Ждать осталось не так долго – сегодня проходит референдум в Крыму и в течение ближайшей недели, постепенно, мы узнаем, какие санкции нам грозят. Но Запад сам заинтересован в нас – и в наших энергоресурсах, и в нашем рынке сбыта. Но если на одну чашу весов положить масштаб экономики Соединенный Штатов плюс Европейского союза, а на другую чашу – нашу экономику со всеми энергоресурсами, то это трудно соизмеримые вещи. Поэтому, если они, например, ущемят себя на три процента своего благополучия, для нас это обернется тридцатью процентами, то есть они ударят по нам гораздо больнее просто в силу того, что их экономика намного больше.
Вопрос радиослушателя:
Наш Патриарх называется Московским и всея Руси. Возможно, надо вносить какие-то изменения в титулатуру предстоятеля, может, следует называть Патриарха единой Поместной Церкви Киевским и Московским? Ведь именно Киев – наша духовная купель.
АС: Исторически идея автокефальной Церкви заключается в том, что когда государство получает независимость от империи, то там может быть и самоуправляемая Церковь. Там, где есть суверенный правитель, при нем может быть суверенная Церковь. Вначале была Римская империя, был один Патриарх, а дальше берем Византийскую империю: когда она стала распадаться, от нее стали отваливаться какие-то куски, которые рано или поздно эту автокефалию себе получали.
Россия была огромным государством, которое в конце XVI-начале XVII века получило автокефалию, свою Патриархию и стала не зависеть от Константинополя. Теперь Российская империя тоже начинает распадаться, Украина, которая была частью этой империи, стала независимым государством. К тому же раньше она и не входила в состав Российской империи, Украина к России присоединилась в XVII веке, при Алексее Михайловиче, а уже Петр 1 обратился к Константинопольскому Патриарху, что теперь это наша территория и давайте мы это все объединим. Исторически так получилось, что центр перешел в Москву, Киев утратил свое главенствующее положение и канонически он уже не так был важен, поскольку столицей стала Москва, а столичная кафедра – самая главная. Возникает очень сложная проблема: как быть с дальнейшей автокефалией. Если духовенство и церковный народ считают, что они остаются в составе Московского Патриархата, несмотря на то, что стали суверенным государством в светском смысле, то слава Богу. Но когда в самом церковном народе, у иерархии, в политических кругах возникает идея (а она рано или поздно возникает), то в какой-то момент желается получить автокефалию. Поэтому сложен процесс управления этим «русским миром» – как обосновать то, что при отделенном суверенном государстве (Украина, Белоруссия и все другие, традиционно православные), как обосновать, что они входят по-прежнему в состав Московского Патриархата? Все понимают, что множить эти автокефалии не очень хочется. Но надо помнить, что мы сами когда-то автокефалию все-таки получили. Возникает проблема: а как обосновать, что мы ее не хотим давать другим частям Церкви, которые теперь от нас отделены государственными границами? Здесь возникает идея «русского мира». Идея «русского мира» в том, что, несмотря на политические разделения, мы имеем общую церковную историю. Здесь очень сложная проблема: как это дальше обосновывать, как сохранять административное влияние Московского Патриарха на территорию, которая не контролируется уже российской властью и не всегда лояльна по отношению к России.
АК: Украинская Церковь Московского Патриархата проявила себя с самой лучшей стороны: она была с народом в течение всех этих месяцев, и никаких эксцессов, связанных с Церковью, не было.
АС: И тем более очень трудно с нашим сознанием примирить мысль о том, что мы одна Церковь, но священники по разные стороны границы будут освящать оружие и петь молебные пения о даровании победы, и армию вдохновлять на битвы с противной стороной. Ситуация кажется безумной, хотя не беспрецедентной: вся Западная Европа воюет без конца, а над всеми – один Папа Римский. Нам это очень трудно понять, переварить и осмыслить. Но мы живем в момент, когда происходят такие тектонические сдвиги в самих реалиях жизни и, соответственно, в нашем сознании.
Вопрос слушателя:
Наше правительство ввело войска на Украину не воевать, а защищать мирное население от царящего там беспредела, в котором заинтересованы страны Запада и США.
АС: По утверждению нашей власти, мы не вводили никаких войск на Украину, и даже в Крым. Но в самой риторике публичных выступлений сегодня термин «война» фигурирует постоянно. Но это сообщение больше адресовано к нам, жителям страны, чтобы мы понимали, что те трудности, которые сейчас могут возникнуть в связи с ситуацией на Украине, нам придется пережить. Чтобы мы понимали, что живем в такой момент, когда надо подтягивать пояса, когда нам будет трудно, но это надо потерпеть: ведь была Великая Отечественная война, в которой мы победили, были и другие войны, «и не такое терпели» – это все обращено к нам, это всё обращено к внутрироссийской ситуации. Мы должны как следует подготовиться и хорошо потерпеть те неприятности, которые могут случиться.
АК: Которые мы же сами и создали?
АС: Надо отметить роль разных сторон: Запад как-то очень неумно пытается оттянуть Украину к себе. Никаких войск и никаких боевиков, конечно, Запад не посылал, но Запад очень заинтересован включить Украину в свою орбиту. Для этого предпринимаются какие-то усилия, работает пропаганда. На мой взгляд, Запад очень смутно себе представляет, что такое Украина и насколько она способна будет войти сколько-нибудь органической частью в Евросоюз. Как мы видим, Болгария, Румыния – это колоссальная проблема для Евросоюза, и я не знаю, сумеют ли они в Европе «переварить» эти страны, то есть ввести их в то русло, которое свойственно странам Запада. Но это малюсенькие страны с населением 8-9 миллионов. Польша большая страна, но она католическая и ориентирована на Запад, и то там все непросто. А здесь огромная страна – 46 миллионов, и как это все повернуть? А при этом Украина, по своей сути, по ментальности людей – типичный «русский мир», да еще и неоднородна, что еще усугубляет проблему. И она никогда не была единым государством, не было украинской государственности никогда. Поэтому все это закладывает полную неопределенность в то, как это может развиваться. Западные страны, ведя такую пропаганду, не понимают, что из этого пути, скорее всего, ровным счетом ничего не получится, это только дестабилизирует ситуацию.
Текст: Н.М.Лукьянова
Жорж Нива: «Мне лично новый Папа очень симпатичен, даже больше, чем симпатичен. Он вызывает огромное уважение. И я считаю, что он нам всем помогает этим – тем, что он дает новое лицо Церкви, лицо бедности и нищеты. То, что давала мать Тереза: она помогала умирающим на тротуарах Калькутты, так сказать, не рассуждая долго» >> | |
Как в Германии и в Польше отмечали 70-летие снятия блокады Ленинграда – об этом с Юлией Кантор беседует главный редактор радио «Град Петров» протоиерей Александр Степанов >> | |
Празднование 700-детия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, выставка «Православная Русь, Романовы, моя история», события на Украине – в программе «Неделя» события прошедшей седмицы обсуждают Александр Крупинин и протоиерей Александр Рябков >> | |
Об истории и современной деятельности Свято-Князь-Владимирского братства, основанного в 1890 году, слушайте в интервью с председателем братства Димитрием Глебовичем Раром >> |
В программе «Экклесия» протоиерей Андрей Кордочкин рассказывает о строительстве русского храма в Мадриде и о жизни прихожан Русской Православной Церкви в Испании |
|
Интервью Людмилы Зотовой с архиепископом Амвросием, викарием Санкт-Петербургской епархии, епископом Петергофским, ректором Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии |
Темы программы «Неделя» с участием протоиерея Владимира Сорокина: Панихида на Левашовском кладбище в День новомучеников и исповедников Российских: о чем стоит задуматься? Кто должен заниматься вопросами совести в нашем обществе? Олимпиада в Сочи: уместны ли такие огромные траты средств, когда вся страна работает на спорт? 80% россиян считают себя православными: становится ли наше общество христианским? Имеют ли право христиане критиковать священноначалие? |
|
День памяти новомучеников и исповедников Российских: почему у нас нет стойкого иммунитета против возврата в сталинские времена? Как Церковь относится к тем, кто пытал, мучил, расстреливал людей? Каких бы вершин достигла Россия, если бы не было революции 1917 года? Какое общество мы строим сейчас? В программе «Неделя» принимает участие протоиерей Александр Степанов |
|
С 13 февраля в программе Александра Ратникова «Давайте разберемся» обсуждается новая тема: реклама сомнительных услуг, реклама сомнительных религиозных центров, незаконная реклама на улицах нашего города |
Священник Николай Савченко в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Поэтому именно народ, оказавшийся в городе – еще большие герои, потому что одно дело, когда ты герой и все для твоего геройства предоставлено, а другое дело, когда ты герой, а тебя бросили» |
|
Протоиерей Александр Рябков в программе «Неделя»: |
Праздник Крещения Господня: почему людям так важно искупаться в проруби в этот день? Дары волхвов: почему для поклонения им выстраиваются длинные очереди, несравнимые с очередями к Святому Причастию? Почему так мало информации о смысле нашей православной веры? В прямом эфире программы Александра Крупинина «Неделя» на вопросы отвечает протоиерей Александр Дягилев |
|
Даниил Петров: 70-ЛЕТИЕ ПЕРВОГО МАССОВОГО ВОЗВРАЩЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ, УНИЧТОЖЕННЫХ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТЬЮ. |
|
Вышло издание «Церковь против большевизма»: чему могла бы научить история двух Сергиев (Воскресенского и Страгородского)? История с увольнением отца Андрея Кураева – со знаком плюс или минус? В программе «Неделя» события прошедшей седмицы Александр Крупинин обсуждает с главным редактором радио «Град Петров» протоиереем Александром Степановым |
|
Радио «Град Петров» совместно с фондом «Возвращение» 13 января 2014 г. провели пресс-конференцию, посвященную 70-летию первого массового возвращения названий (13 января 1944 г.). В пресс-конференции приняли участие главный редактор радио «Град Петров» протоиерей Александр Степанов, вице-президент фонда «Возвращение» Даниил Петров, член Топонимической комиссии Андрей Рыжков, автор программы «Возвращение в Петербург» на радио «Град Петров» Марина Лобанова + АУДИО |
Итоги празднования 300-летия Александро-Невской лавры. Отношение современного человека к смерти. События на Украине. Папа Франциск и марксизм. Эти и другие темы в программе «Неделя» обсуждают Александр Крупинин и протоиерей Александр Рябков |
|
Священник Николай Савченко в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Россия в 1917 году погрузилась в пучину смуты и виноваты в этом мы с вами, которые носили красные галстуки и клялись Ленину в верности до смерти» |
Славяне против России? Протоиерей Александр Рябков: «Приближаясь к столетнему юбилею начала Первой мировой войны, нельзя обойти вниманием участие Болгарии в ней на стороне блока, враждебного России» |
|
Почему теперь в нашей митрополии четыре епархии? Почему евхаристические молитвы нужно читать во всеуслышание? Почему так болезненно воспринимаются нами любые изменения в литургических реформах? Почему в проповеди Церкви Евхаристия не занимает главного места? Можно ли считать К.С.Льюиса православным? Почему так редко совершаются миссионерские литургии? |
«Преодоление смуты – внутри сознания людей. А если будут даны такие оценки, что можно это зло просто забыть, пройти мимо, и вытащить из истории только позитив и на этом попытаться строить будущее – это будет дом на песке, который вряд ли сможет устоять». В программе Александра Крупинина «Неделя» события прошедшей седмицы комментирует главный редактор радио «Град Петров» протоиерей Александр Степанов |
|
3 ноября 2013 на 99-м году жизни отошла ко Господу игумения Ольга (Слёзкина), настоятельница Свято-Покровского монастыря в Бюсси-ан-От, связанного тесными духовными узами с двумя радиостанциями – «Голос Православия» и «Град Петров». О своих встречах с матушкой Ольгой вспоминают протоиерей Александр Степанов и Ольга Суровегина |
|
Почему мы так неприветливы к людям, приехавшим к нам жить и работать? Реанимация Советского Союза и антихристианского образа мышления: почему до сих пор бытуют сказочки о «добром вожде», зачем реставрировать памятник Дзержинскому? Принцип канонизации новомучеников: должен ли был человек в условиях «большого террора» брать вину на себя, спасая других? В программе «Неделя» события прошедшей седмицы обсуждают Александр Крупинин и иерей Николай Савченко |
|
Профессор Женевского университета, переводчик, историк русской и французской культуры Жорж Нива: «Во Франции недавние демонстрации показали некое новое явление – христиане снова появляются. Я считаю, что это обнадеживающий факт» |