Протопресвитер Александр Шмеман
Рождество Богородицы и Воздвижение Креста
Христос говорил: на суд пришел Я в мир сей, чтобы слепые видели, а зрячие ослепли. Христос говорил о мече и разделении, не об успокоенности тихого, отрешенного быта. Поэтому в каждом празднике, в каждом установлении Церкви нужно искать и уметь находить ту частицу этого огня, что заложена в них и которую мы, верующие, сами перестали ощущать.
Ребенок, детство – вот что оказывается так часто в центре христианства: Рождество Богородицы, Рождество Христа.
А через месяц – Крест, другая всепобеждающая тема христианства. Крест – красота вселенной. Ибо крест для верующих – это символ любви и символ победы. Сим победишь. Не подлостью и угодничеством, не эгоизмом и приспособлениями, не осторожностью и страхом, не мелочностью и компромиссами, а Крестом, то есть одиноким мужеством.
Протоиерей Александр Рябков
Мы не желаем быть причастны Кресту, но согласны быть причастны к религии
И вот Христос был распят за наши грехи, а мы вроде бы и не при чем. Мы не желаем быть причастны Кресту, но согласны быть причастны к религии. Нами даже очень остро ощущается нужда в осознании своей религиозности. Ведь в религиозности мы выполняем правила, и потому снова ждем от Бога компенсации. Нет желания нести крест, но есть желание действовать от имени Христа. Есть высокомерная потребность быть Его представителем, не разделяя Его трудного крестного пути. Это трагическая ошибка для отдельного христианина. Это и соблазн для людей еще внешних для Церкви, внимающих нашим словесам и видящим нашу жизнь, лишенную глубокого содержания.
Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)
Помните, в самом начале Евангелия от Марка, когда Иисус произнес Свои первые слова о том, что приблизилось Царство: «… И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним». А дальше речь идет о сыновьях Зеведея, Иакове и Иоанне. Они тоже тотчас оставили свою лодку и последовали за Ним. И Он им тоже сказал: следуйте за Мной. Это в нашем переводе: «идите за Мною». А в подлиннике немножко не так; там стоит очень яркий глагол, редко употребляемый в Библии (почти ни разу, кроме этого случая), который обозначает военный приказ. Представьте себе такую ситуацию, когда сидят солдаты в окопе, и вдруг поднимается их командир из окопа и в энтузиазме или в полубезумии кричит: «За мной!» И все бегут за ним. Вот это «за мной!», приказ, который не терпит никакого сопротивления. А у нас это – «идите за Мной», как-то очень нейтрально звучит. А в действительности, в подлиннике – «за Мной, вперед!» … И вот здесь покаяние значит не поворот назад, а путь вслед за Иисусом Христом. Нужно взять на себя этот крест и следовать за Иисусом. Но что это означает для каждого конкретного человека, или для тех простых людей, которые шли за Иисусом, которые окружали Его и стремились в Царствие Божие? Под Царством Божиим имеется в виду спасительное состояние власти Божией, не власти земной, не власти земных законов. … А человек тем и отличается от коровы, что он имеет в себе образ Божий, то есть стремление к свободе. Сознательное стремление к свободе, которое, как правило, не реализуется, но оно всегда в человеке есть. … а образ Божий — это образ свободы в человеке, потому что мы же не носим в себе образ камня, или образ космоса, или образ коровы; мы носим образ Бога. А чем отличается образ Божий от всего остального? Чем отличается Бог от всего остального? От твари? Да тем, что тварь есть тварь, а Бог есть Бог. Тварь вся зависима, а Бог абсолютно свободен. Все остальное – зависимо, оно имело начало, будет иметь конец. Оно подчиняется каким-то законам природы – все подчиняется. Абсолютно все – подчиняется, то есть несвободно. И только Бог-Творец свободен, Он никому не подчиняется. Над Ним никаких законов нет. И в человеке есть это отражение, стремление к этой свободе, которое у нас называется «образ Божий».
Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)
Итак, все антитезы построены по одному принципу – «вы слышали, что сказано древним, а Я говорю вам…» Конечно, эти слова Иисуса Христа могли вызывать споры, раздражение; они привлекали внимание, они были вызывающими. Почему? Ведь, вообще-то говоря, в те времена подобные высказывания были характерны для многих учителей иудейских. Например: вот синагога, вот читается Священное Писание, а после чтения Священного Писания всегда была какая-то проповедь, какое-то толкование. Толковать мог любой из взрослых иудеев, посещавших синагогу. А что значит – взрослых? Тех, кто достиг тридцати лет, тогда тридцать лет считалось возрастом совершеннолетия. Очень часто такие толкователи, учителя, книжники говорили: вот прежними сказано то-то и то-то, а я говорю вам то-то и то-то. Но всегда это относилось к толкованиям Закона, но не к самому Закону. Упаси Бог затронуть букву Закона! А Иисус Христос не интересуется толкованиями, их тысячи. Он говорит о том, что в Законе сказано то-то и то-то, а Я говорю вам другое. И вот это уже вызывало раздражение, это привело Его в конце концов на Крест.
Протопресвитер Александр Шмеман
Так вот, Крест – это призыв до конца быть собой, осуществить в себе то высокое, абсолютное, что заложено в нас и что мы так часто заглушаем и предаем в себе, из-за страха, лени, половинчатости. И принять Крест – это значит внутренне согласиться на жизнь как на трудное восхождение, как на постоянную борьбу. Ибо узок путь, ведущий в Царство, и немногие идут этим путем, говорит Евангелие. Крест – это предельное обострение совести, это бескомпромиссное стояние за правду. Это отвержение и неприятие всякой лжи.
Протоиерей Александр Степанов
Памятный крест расстрелянным в годы репрессий участникам Первой мировой войны
Мы собрались сегодня, чтобы установить и освятить этот крест, один из многих таких тематических крестов, которые стоят на этой территории, отмечая собой разного рода категории людей, которые были безвинно расстреляны и нашли свое упокоение здесь, в братских могилах, в рвах, куда были сброшены. Сейчас страна наша вспоминает события Первой мировой войны, которая началась для России 1 августа 1914 года, и этот крест отмечает собою тех людей, которые участвовали в этой войне. Кто-то из них был героем этой войны, и кто-то из них закончил эту жизнь, пройдя серьезные испытания военные, вот таким, в общем-то, бесславным образом, будучи убитыми без суда, без следствия, без обвинений и сброшенными здесь в яму. Поэтому, конечно, отдать должное памяти этих людей, как и всех других, которые находятся здесь, на этой территории – дело благое, дело церковное, дело вообще человеческое. Поэтому так множатся здесь эти памятники. Всякое такое событие возвращает нас к трагическим дням истории нашей страны. Это место воспоминания страшных репрессий. Место воспоминания этого разделения страны, когда многие люди, даже и не оказывая, может быть, активного сопротивления, внутренне не принимали ту власть, которая пришла в этой стране. И эти люди, а также и те, которые принимали участие в создании и укреплении этой власти, оказались раздавленными ею, и нашли упокоение здесь. И для нас важно понять, насколько сегодня наша страна, наше общество, наш народ действительно являет собой единство, насколько мы пришли к единству. И если мы можем о чем-то молиться в таком месте и в такое время – это о том, чтобы все-таки, пройдя эти страшные испытания, страна пришла бы к какому-то внутреннему примирению и объединению. Не для того, чтобы кого-то победить, что-то кому-то доказать, но просто для того, чтобы органически стать единым целым. Помоги, Господи, нам.
Протоиерей Александр Рябков
Крещение славян. Крещение Великой Моравии
Характерный тип намогильных крестов, распространившихся в Новгородской земле, схож по форме с кельтскими крестами. И, возможно, святой Антоний Римлянин, основатель Антониева монастыря в Новгороде, имел прямое отношение к ирландской традиции. Михаил Федорович Мурьянов сопоставляет житие святого Антония Чудотворца, прибывшего в Новгород по воде на камне с распространенным аналогичным сюжетом из жизнеописаний ирландских святых. При этом Михаил Федорович замечает, что типология жития святого Антония не совпадает не с одним древнерусским агиографическим литературным памятником. Сюжет «мистического плавания» широко распространен в ирландском эпосе. Особенно в этом плане интересно «Плавание Святого Брендана», которое действительно имеет много общих черт с житием святого Антония Римлянина. Влияние христианства в Моравии на Русь и все славянство подтверждается наличием моравизмов в нашей повседневной речи. Такими моравизмами являются привычные для русских, болгар и сербов слова, как поп, крест, церковь, алтарь.
Татьяна Хмельник
Древние каменные кресты Северо-Запада России
Все знают о знаменитых кельтских каменных крестах, у многих перед глазами сразу возникает картинка с подобным крестом на фоне суровой природы – поля, холмы, скалы… Наши кресты и наша природа не менее гармоничны и прекрасны.
Многие привозят из своих заграничных путешествий (и из паломничеств) сувениры, изображающие характерные кресты той страны, где они побывали. У нас также могла бы существовать подобная традиция, ведь история христианства на наших землях также весьма древняя, а установленные нашими предками кресты – весьма красивы и оригинальны, их форма – очень узнаваема, не похожа на другие.
Какой тип креста мог бы стать символом Северо-Запада России? Конечно, это новгородский крест в круге – самый красивый крест в мире! Такой сувенир был бы легко узнаваем – такой тип креста есть только у нас. Интересно, что такие сувениры можно было бы делать из того же известняка, из которого наши предки делали свои каменные кресты, некоторые из которых сохранились до нашего времени.
Александр Потравнов
Крест Николая Рериха нашелся через 100 лет
Наши предки оставили нам каменные кресты. Мы не должны оттолкнуть это наследие. Если оттолкнуть от себя крест – то о каком спасении своей души может идти речь?
Некоторые каменные кресты – практически свидетели того периода истории, который показан в фильме «Викинг». Они свидетели того, как становилось христианство на этой земле.
Древним каменным крестам угрожают черные копатели, они часто думают, что под древним крестом – клад. Это совершенно не так, но кресты страдают.
Бывают случаи, когда желая «спасти» крест, его вырывают из того места, в котором он был установлен сотни лет назад нашими предками, и увозят в неизвестном направлении.
Крест устанавливался для тех, кто увидит его и, увидев, сотворит молитву. Крест – он для диалога.