Протопресвитер Александр Шмеман
БЕСЕДЫ О ПРОЩЕНИИ
АУДИО
Беседа 1
…
Призывали не столько прощать обидевших нас, сколько не обращать на них внимания…
«Если вы не простите тех, кто виноват перед вами – и вам не будет прощения. Вот смысл учения Христа и Евангелия о прощении. Прощать, по-настоящему прощать – это, может быть, самая трудная вещь в жизни. Мы знаем, что до Христа даже религиозный закон не знал прощения: око за око, зуб за зуб – вот заповедь Ветхого Завета. Со своей стороны, античный мир, греческие философы учили не столько о прощении, сколько о равнодушии и бесстрастии. Призывали не столько прощать обидевших нас, сколько не обращать на них внимания: я де стою выше вас и потому не замечаю ваших обид. В первом случае мы находим, с одной стороны, закон справедливости, а с другой – древний и первобытный инстинкт мести. Справедливость требует, чтобы зло было покарано. Вот первый смысл: око за око, зуб за зуб.
…
Мы очень умело превращаем чувство мести в чувство справедливости.
…
Некоторые из нас стремятся жить по второму призыву – призыву к равнодушию и бесстрастию. Но это видимое бесстрастие на деле прикрывает презрение и равнодушие к людям. И, главное, чувство собственного над ними превосходства.
…
Ни тут, ни там нет подлинного прощения».
Беседа 2
…
Никому не приходит в голову сказать от имени государства, страны, народа: мы виноваты
…
«Внезапно понимаешь, что прощения почти нет в нашей жизни. Взять хотя бы международные отношения… Никому не приходит в голову сказать от имени государства, страны, народа: мы виноваты, простите нас, забудем прошлое, начнем всё сначала. Такое предложение показалось бы неслыханным, невозможным – оно ведь умаляет национальную гордость, оно наносит урон нашей чести. Действительно, как странно: никто никогда не оказывается неправым… Мир – одна сплошная вакханалия праведного негодования… Нет прощения между народами – нет его и между людьми. Сам дух прощения постепенно выветривается…
Но прощение не есть также и оправдание зла. Пословица «Всё понять – всё простить» с этой точки зрения – не христианская пословица. Оттого, что мы понимаем причины, приведшие к злу – зло не перестает быть злом, не становится добром. Зло нельзя никогда оправдать. Это значило снять с человека ответственность, лишить его свободы. Свободный человек не хочет такого прощения, которое бы означало, что он, человек, всего лишь игрушка каких-то сил и причин, над которыми он не властен»
Беседа 3
…
Внешний враг, внутренний враг, враг народа, враг прогресса… Слово это ключевое, основное, как бы философская база всего – выньте его и что останется?
«Внешний враг, внутренний враг, враг народа, враг прогресса… Слово это ключевое, основное, как бы философская база всего – выньте его и что останется? … И, конечно, неслучайно, что общество на этой философской базе, на этой идеологии построенное – общество это тем самым построено на доносе, возведенном в ранг нравственной добродетели, на слежке всех за всеми, как патриотическом долге, короче говоря, на вражде как принципе и двигателе жизни. И тогда неудивительно, что общество это, точнее, та кучка приверженцев идеологии вражды, что держит это общество в своих ежовых рукавицах, больше всего на свете боится именно Евангелия…»