6+

Протоиерей Александр Степанов: «Во первых, большинство людей пассивно, во вторых, живет, ни о чем не задумываясь»

Большевикам здесь не место
6 июня, 2012 • Журнал «Вода живая»

Материал из номера журнала «Вода живая» — ИЮНЬ, 2012 года

Весной под председательством вице-губернатора Василия Кичеджи прошло заседание Топонимической комиссии Правительства Санкт-Петербурга. На нем был поднят вопрос о возвращении исторических названий улицам в историческом центре города, а также инициирован официальный опрос общественного мнения на двух интернет-площадках (karpovka.net и fontanka.ru). Однако мало кто знает, что импульс этому начинанию исходил от радиостанции «Град Петров» и от ее главного редактора протоиерея Александра Степанова.

http://www.pravmir.ru/bolshevikam-zdes-ne-mesto/

— Отец Александр, как возникла эта идея?

— Инициатива по переименованию родилась из необходимости решить более широкую проблему, — проблему преодоления нашего исторического прошлого и связанного с ним посттравматического синдрома. Аналогичная ситуация была во всех странах, переживших тоталитарный режим (нацизм в Германии, режим Пиночета в Чили, Перона в Аргентине и т.д.). И каждая страна искала способ с этим разобраться.

В России проблема масштабнее, однако предпринять что-то в этом направлении в нашей стране пытались мало. Более того, возврат ко многим советским реалиям у нас не кажется невозможным (для немцев сама мысль о возврате в национал-социалистическую Германию табуирована).

Поэтому мы решили провести на радио «Град Петров» цикл бесед с людьми разных общественных взглядов (в основном это были историки и журналисты), которые при этом сходились в одном: надо что-то делать с советским наследством.

Мы провели серию программ, где попытались обрисовать практические шаги, которые надо предпринять на государственном, общественном и церковном уровне. Один из вопросов, который был поднят, это топонимика: именно с нее можно начать реальную деятельность.

Документ Архиерейского Собора 2011 года «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших» касался увековечивания памяти новомучеников и исповедников Российских.

Там есть пункт, где сказано, что необходимо инициировать наименование в их честь улиц, площадей, бульваров и скверов. С другой стороны, там сказано, что следует «продолжать диалог с государством и разъяснительную работу в обществе для того, чтобы в названиях улиц и населенных пунктов не возвеличивались имена лиц, ответственных за организацию преследований и уничтожения неповинных людей, в том числе пострадавших за веру». Вся инициатива радио «Град Петров» основана на этом решении Собора.

— То есть работа должна вестись в двух направлениях?

— Да, первое — возврат старых названий. В этой части мы оказались совершенно солидарны с городской Топонимической комиссией. В комиссии уже давно составлен список из порядка 40 топонимов, которым можно вернуть старые названия. К примеру, набережной Робеспьера — имя Благовещенской, Советским улицам — Рождественских и т. д.

Но решение о переименовании принимает не Топонимическая комиссия, она — лишь консультативный орган. И пока губернатором Санкт-Петербурга была В. И. Матвиенко, которая наложила вето на все переименования, предпринять что-то в этом направлении было невозможно.

Другая часть программы — присвоение новых имен тем улицам, которые не имели других названий, кроме названий в честь деятелей Революции (Урицкого, Володарского, Белы Куна), то есть преступников против человечности. Мы решили сделать серию ознакомительных исторических программ о реальной жизни и деятельности этих людей. Для этого мы пригласили Кирилла Михайловича Александрова, историка, специалиста по истории России XX века (когда-то он участвовал в выпуске книги, получившей название «Черная книга имен, которым не место на карте России»).

— И что было дальше?

— В течение года мы каждую неделю выпускали такую программу. Люди слушали, постепенно стали приходить письма, отзывы, отклики. Когда слушатели стали откликаться активно, мы предложили им подписать письмо на имя В. И. Матвиенко, в котором довольно пространно излагали свои идеи и просили рассмотреть вопрос о переименовании улиц. Мы собрали 1500 подписей, конечно, не на улицах, а среди своей собственной аудитории.

Письмо было передано в Топонимическую комиссию, и мнение внутри комиссии разделилось: полностью поддержав нашу идею о возвращении старых названий, относительно новых большинство ее членов решило, что этого делать не нужно.

Мы провели также большую пресс-конференцию в ИТАР-ТАСС, на которую пригласили членов комиссии, общественных деятелей, в том числе из московской организации «Возвращение» (занимается вопросами реверсии традиций и ценностей, в том числе названий, праздников и памятников, существовавших в России до 1917 года. — Прим. ред.). Логично было бы создать в Петербурге филиал этой организации или создать свою организацию, которая поставила бы целью решать именно эти проблемы.

— Ощущаете ли вы общественное противодействие этому начинанию?

— Распространяется очень много ложной информации, к примеру, что придется менять множество табличек с названиями улиц, а это очень дорого. Это полная ложь: в Санкт-Петербурге принят закон, что каждые пять лет в городе меняются таблички с названиями улиц, так что при следующей смене можно сделать другие — вот и все.

Другой аргумент: топонимика не должна быть орудием идеологии. Кому-то Бела Кун не нравится, а кому-то нравится. Это вопрос оценки, вкуса. Я считаю, что это абсолютно неправильная позиция. Должно существовать общепринятое мнение и на государственном, и на общественном уровнях. В Германии после денацификации не может быть улицы Адольфа Гитлера, хотя кому-то это бы и понравилось. Конечно, топонимика, вырванная из контекста общественной жизни, сама по себе мало что решает…

— В том и дело. Может быть, просто строить жизнь на новых принципах, и тогда общество само придет к необходимости переименования?

— Строить на новых принципах можно только решительно отказавшись от старых, заложенных в сталинское время: например, что человек — ничто, а государство — все, что те, кто думает иначе, — враги и их нужно давить и т. д. Нужно решить, берем ли мы это в свое новое будущее или решительно отсекаем. И это должно быть обозначено в публичном пространстве, в том числе с помощью топонимики.

Например, я вижу каждый день табличку «Улица Ленина» в своем поселке, как это влияет на мое мироощущение? Да, если его именем названа улица, это значит, что он в принципе положительный исторический персонаж. В конечном итоге я начинаю думать, что персоналии, которые вынесены в топонимические названия, это образцы и примеры.

Памятник — это не просто произведение искусства, это указание на нравственный образец. Нужно правильно расставить знаки препинания в виде названий улиц, памятников, которые очень незаметно управляют нравственным процессом. Разумеется, я не против истории и того, что надо увековечивать имена выдающихся деятелей (я, например, сожалею, что у нас в городе нет улицы Гоголя), но увековечивать нужно имена жертв, а не палачей. У нас же ни в политическом, ни в общественном дискурсе нет ясного понимания того, что такое хорошо, а что такое плохо.

— Говорят, что программы «по преодолению сталинского наследия» — вопрос третьестепенный, что нужно, прежде всего, заботиться об экономическом благосостоянии…

— Те, кто так говорит, — марксисты, которые считают, что в основе всего лежит экономика, а остальное, включая нравственность, искусство и религию, — лишь идеологическая надстройка. Но эти истины были опровергнуты еще в конце XIX века. В действительности никакая экономика не существует вне контекста определенных общественных отношений и нравственности. Поэтому разбираться нужно, прежде всего, с нравственной стороной жизни. Нужно декларировать это на государственном уровне.

— Так ведь декларируется, разве нет?

— С трибуны — да, но нужно говорить об этом в школе. В основе наших проблем лежит отношение к человеку как к падали. Из чего оно вырастает? Из исторического прошлого, из поступков, совершенных людьми, чьи имена украшают наши улицы. Об этом необходимо рассказывать детям. Они должны знать, что люди, которые провели коллективизацию такой ценой или построили ГУЛАГ, действовали как преступники.

— Вы говорите о роли государства. Но ведь решать, на улице с каким названием жить, должен конкретный человек — житель этой улицы?

— Во первых, большинство людей пассивно, во вторых, живет, ни о чем не задумываясь. И власть нужна не только для того, чтобы быть ночным сторожем. Чем меньше государства, тем лучше — это тоже заблуждение XIX века. Конечно, государство не должно влезать в личную жизнь человека, но не должно и полностью устраняться из общественной жизни. Особенно это касается России, где гражданского общества почти нет, где уровень гражданской активности очень низок.

Если В.В. Путин завтра выступит и твердо скажет о политике десталинизации, сформулировав четкую программу действий, уверен, что особого противодействия это не вызовет. А пока инициатива исходит только от небольших общественных групп вроде аудитории «Града Петрова».

Беседовал Тимур Щукин

См. также:

Программа «Возвращение в Петербург» ВКонтакте:
ИМЕНА ПЕТЕРБУРГА

Программа «Возвращение в Петербург» в архиве на сайте:
АУДИО + ТЕКСТ

Страница сбора подписей
ЗА ВОЗВРАЩЕНИЕ В ПЕТЕРБУРГ

В понедельник, 4 июня, в 13:30 в программе «Возвращение в Петербург» мы обсуждаем мораторий на возвращение исторических названий, который ввел губернатор Полтавченко. В программе принимают участие: редактор программы Марина Лобанова и вице-президент фонда «Возвращение» Даниил Петров   >>
Ученик двух академиков – Лихачева и Панченко, доктор филологических наук, сотрудник Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом) Евгений Германович Водолазкин вспоминает, как был вместе с А.М.Панченко на заседании Топонимической комиссии в начале 1990-х годов >>
Презентация радио «Град Петров» в рамках курсов повышения квалификации сотрудников епархиальных информационных служб, проводимых Синодальным информационным отделом в Митрополичьем корпусе Александро-Невской лавры 14-17 мая 2012 года (часть 2) >>
Главный редактор официальной радиостанции Санкт-Петербургской митрополии «Град Петров» протоиерей Александр Степанов провел презентацию для представителей информационных служб из других епархий Северо-Запада (часть 1)

>>

Юрий Исаакович Александров, художественный руководитель театра «Санкт-Петербург опера», народный артист России: «Культура – это наш единственный восполняемый источник национальных ресурсов. Газ когда-нибудь кончится и нефть мы всю высосем когда-нибудь. А культура – она восполняемая, это драгоценность, которую можно восполнять»

>>

СМИ Петербурга о заседании Топонимической комиссии 15 марта 2012 года

>>

«Советская власть плюнула в лицо предкам».
В программе «Встреча» Вадим Дормидонтов и Даниил Петров рассказывают, как происходили возвращения исторических названий в Москве в начале 1990-х годов. Во второй части беседы мы обсудим сегодняшнюю ситуацию постсоветского «застоя» в топонимике

>>

Советские топонимы:
от жестоких убийств через пустоту равнодушия к светлому будущему?
Сергей Чапнин в программе «Возвращение в Петербург»

>>

Слушайте специальный выпуск программы «Возвращение в Петербург» с участием протоиерея Александра Степанова и историка Кирилла Александрова, в котором мы обсудим полученные ответы на наше письмо Губернатору Петербурга

>>

Публикуем ответ от Правительства Петербурга на письмо, которое подписали полторы тысячи слушателей радио «Град Петров»

>>

ИТАР-ТАСС, 22 ноября 2011 г.
Пресс-конференция «Топонимике Санкт-Петербурга – только достойные имена».

Протоиерей Александр Степанов, главный редактор радио «Град Петров»: «Церковные СМИ должны воспитывать людей, которые не перекладывают ответственность на начальство»

>>

СМИ Петербурга о топонимической инициативе радио «Град Петров»

>>

22 ноября в ИТАР-ТАСС (Санкт-Петербург) состоится пресс-конференция «Топонимике Санкт-Петербурга – только достойные имена!»

>>

Официальная радиостанция Санкт-Петербургской митрополии «Град Петров» стала лауреатом X Всероссийского конкурса СМИ «Патриот России»

>>

«В нравственной позиции нет политики».
Вице-президент фонда поддержки исторических традиций «Возвращение» Даниил Петров

>>

Роман Чернышевского «Что делать?» «перепахал» Ленина, а Ленин «перепахал» Россию… В программе «Возвращение в Петербург» д.ф.н. Светлана Шешунова рассказывает об авторе концепции «новых людей» и о том, на чье имя заменили топоним Воскресения Христова

>>

«Нас солнечный Сталин повел за собою…»
В 2012 году исполняется ровно 60 лет уничтожению Лештукова переулка в Санкт-Петербурге, столько же – увековечиванию имени сталинского акына Джамбула и 10 лет памятнику в его честь в центре Санкт-Петербурга

>>

«Теперь не промахнемся мимо.
Мы знаем кого – мети!
Ноги знают, чьими трупами им идти».
Программа «Возвращение в Петербург» с участием филолога Светланы Шешуновой посвящена Владимиру Маяковскому

>>

«Мы этой гадине неукротимо-злой,/До часу смертного воинственно-активной,/Утробу распилим стальною, коллективной,/Сверхэлектрической пилой!»
Программа «Возвращение в Петербург» с участием филолога Светланы Шешуновой посвящена Демьяну Бедному

>>

Как русские писатели и поэты осмысляли тему топонимов? Почему топонимика считалась большевиками «архиважной»? Об этом в программе «Возвращение в Петербург» размышляет доктор филологических наук Светлана Шешунова

>>

«Имена убийц не должны быть на карте нашей родины – этот тезис простой и правильный».  30 апреля в программе «Встреча» – Даниил Петров, вице-президент фонда поддержки исторических традиций «Возвращение»

>>


Слушать в архиве:

Интервью: епископ Гатчинский АМВРОСИЙ, ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии и Семинарии Слушать (8 мин.)

Интервью: епископ Гатчинский АМВРОСИЙ, ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии и Семинарии
Интервью: архимандрит МСТИСЛАВ (Дячина) Слушать (6 мин.)

Интервью: архимандрит МСТИСЛАВ (Дячина)
Интервью: протоиерей Павел Красноцветов Слушать (11 мин.)

Интервью: протоиерей Павел Красноцветов
Интервью: протоиерей Константин Смирнов Слушать (11 мин.)

Интервью: протоиерей Константин Смирнов
Интервью: протоиерей Владимир Сорокин Слушать (3 мин.)

Интервью: протоиерей Владимир Сорокин

 

Топонимы:

Володарский и Урицкий Слушать (31 мин.) Читать

Володарский и Урицкий

Герои нашей программы, люди, которые, можно сказать, занимают центральное положение не только в топонимике, – а центральное положение потому, что часто встречаются в поселках, городах, Санкт-Петербурге, Москве, – но еще лежат в центре нашего города, в своеобразном мавзолее – на Марсовом поле

Бела Кун и Дыбенко Слушать (29 мин.) Читать

Бела Кун и Дыбенко

Бог смотрит сверху на нас и видит те города, села, где люди живут, он видит карту, на которой существуют какие-то названия, которые люди дали тем местам, на которые Бог смотрит, чтобы увидеть этих людей

Маршал Тухачевский Слушать (27 мин.) Читать

Маршал Тухачевский

Вот сейчас мы познакомились с Вашей, Кирилл Михайлович, помощью с биографией Тухачевского – действительно, непонятно, как мы живем в городе с такой улицей, почему это происходит, почему людей это не волнует. Потому что, если разобраться, то совершенно очевидно: были бы мы сейчас в топонимической комиссии, которая в городе совершенно без истории – только что выстроенные улицы, никак еще не названные – мы бы решали, как их назвать, то, конечно, если бы кто-нибудь предложил: давайте назовем улицу именем маршала Тухачевского – зачитали бы его биографию – ну кому бы пришло в голову назвать эту улицу?

Хо Ши Мин и Марат Слушать (40 мин.) Читать

Хо Ши Мин и Марат

Очень многие женщины в Советском Союзе называли своих детей этим именем вплоть до 80-х годов уже, не отдавая себе отчета в том, в честь кого они называют ребенка. И вряд ли дети сами и родители их понимали о чем или о ком идет речь. А  Марат стал символом ненависти в период революции, ненависти ко всем тем, кто революции противостоит …

Кингисепп и Дундич Слушать (28 мин.) Читать

Кингисепп и Дундич

После Второй мировой войны, когда были подавлены последние эстонские сопротивления советский власти, Эстония стала уже неотъемлемой частью нерушимого, как тогда казалось, Советского Союза, и в начале 50-х годов город Аренсбург, в котором  родился Кингисепп, переименовали в честь этого человека. То есть у нас было два Кингисеппа. Когда Эстония опять стала независимой, эстонцы сразу же вернули исторические название, а наш Ямбург так и остался Кингисеппом в честь основателя эстонской коммунистической партии.

Антонов-Овсеенко Слушать (29 мин.) Читать

Антонов-Овсеенко

…дезертир создает свою армию… и вместе с Михаилом Тухачевским, другим бывшим офицером русской армии, они занялись разработкой мероприятий по подавлению восстаний, то есть массовым истреблением семей повстанцев вплоть до детей, практикой заложничества и расстрелов за укрывательство близких…

Ворошилов. Часть 2 Слушать (22 мин.)

Ворошилов. Часть 2

В честь Ворошилова при его жизни был назван ряд городов: Ворошиловград (Луганск), Ворошиловск (Алчевск), Ворошиловск (Ставрополя), Ворошилов (Уссурийск), Ворошиловский район (Хорошёвский района Москвы, центральный район в Донецке). Имя Ворошилова носят улицы в городах Брест, Воронеж, Горячий Ключ, Днепропетровск, Ершов, Кемерово, Клинцы, Коростень, Липецк, Магнитогорск, Николаев, Оренбург, Пенза, Рыбинск, Санкт-Петербург, Серпухов (центральная улица), Симферополь, Тольятти, Хабаровск, Челябинск, Ангарск, Ижевск, а также Ворошиловский проспект в Ростове-на-Дону. В 1932 году был утверждён нагрудный знак Ворошиловский стрелок Осоавиахима. В честь Ворошилова была названа серия тяжёлых танков КВ (Клим Ворошилов) Путиловского завода. В 1941-1992 годах имя Ворошилова носила Военная академия Генерального Штаба Вооружённых Сил СССР.

Ворошилов. Часть 1 Слушать (26 мин.)

Ворошилов. Часть 1

Во время Большого террора Ворошилов в числе других приближённых Сталина участвовал в рассмотрении так называемых «списков» — перечней лиц, репрессированных с личной санкции Сталина. Подписи на списках означали вынесение обвинительного приговора. Подпись Ворошилова присутствует на 185 списках, по которым были осуждены и расстреляны более 18 000 человек.

Латышские стрелки. Часть 2 Слушать (31 мин.) Читать

Латышские стрелки. Часть 2

Кто они — иностранные наймиты революции, личная гвардия Ленина, передовой отряд Октября…
За что они шли на смерть? Какое место заняли в новой советской стране? Какую награду получили от истории?

Латышские стрелки. Часть 1 Слушать (28 мин.) Читать

Латышские стрелки. Часть 1

Кто они — иностранные наймиты революции, личная гвардия Ленина, передовой отряд Октября…
За что они шли на смерть? Какое место заняли в новой советской стране?
Воевали за землю — и вернулись на родину ни с чем.
Воевали за «свободу» — и получили должности охранников в ГУЛАГе.

Владимир Маяковский Слушать (30 мин.) Читать

Владимир Маяковский

В стихотворении «Владимир Ильич!» (1920) поэт открыто благодарит Ленина за ясное указание, кого убивать: «Теперь не промахнемся мимо. Мы знаем кого – мети! Ноги знают, чьими трупами им идти». И это отнюдь не метафора: сотни документов, раскрывающих правду о массовых зверствах большевиков (в том числе документов за подписью Ленина), говорят о прямом смысле этих слов.

Демьян Бедный Слушать (29 мин.) Читать

Демьян Бедный

Программа «Возвращение в Петербург» с участием филолога Светланы Шешуновой посвящена Демьяну Бедному:

Осатанелая кулацкая порода!..  Мы этой гадине неукротимо-злой,
До часу смертного воинственно-активной,  Утробу распилим стальною, коллективной,  Сверхэлектрической пилой!

Вот — ну, подумать! — спортплощадка.  Вот комсомольский уголок:
Где были образ и лампадка —  Плакат под самый потолок.

Дурман поповского глагола  Томится в собственном гною,
Совет, лечебница и школа  Победу празднуют свою.

Добролюбов Слушать (31 мин.) Читать

Добролюбов

Добролюбова практически не занимали философские, нравственные, эстетические проблемы искусства. Он смотрел на словесность с точки зрения партийной и классовой целесообразности (не употребляя при этом неизвестного тогда термина «классовый»). По его мнению, «литература представляет собою силу служебную, которой значение состоит в пропаганде, а достоинство определяется тем, как и что она пропагандирует». Поэтому те произведения, из которых нельзя извлечь революционную пропаганду, оценивались Добролюбовым невысоко.

Чернышевский Слушать (25 мин.) Читать

Чернышевский

Роман Чернышевского «Что делать?» «перепахал» Ленина, а Ленин «перепахал» Россию… В программе «Возвращение в Петербург» д.ф.н. Светлана Шешунова рассказывает об авторе концепции «новых людей» и о том, на чье имя заменили топоним Воскресения Христова

Джамбул Слушать (30 мин.) Читать

Джамбул

Нас солнечный Сталин повел за собою,
И Родина стала страной героев,
Каких не рождалось в замученных странах
При белом царе, при султанах и ханах.

Я славлю батыра Ежова, который,
Разрыв, уничтожил змеиные норы,
Кто встал, недобитым врагам угрожая,
На страже страны и ее урожая.


См. также:

Гости студии радио «Град Петров» – генеральный консул Франции в Санкт-Петербурге Элизабет Барсак и пресс-атташе Консульства Франции в Санкт-Петербурге Агата Мори >>
Неделя св. жен-мироносиц. Как Церковь понимает роль женщины в истории спасения рода человеческого? Протоиерей Александр Степанов в программе «Служение»

>>

Церковь и общество: что происходит?
Беседа протоиерея Александра Степанова с протоиереем Георгием Митрофановым

>>

«Уроки истории» на радио «Град Петров»: Церковь, власть, общество.
Беседа протоиерея Александра Степанова с протоиереем Георгием Митрофановым

>>

Именно сейчас, когда мы находимся на каком-то перепутье и не очень понятно, как будет развиваться судьба нашей страны в ближайшие годы,
нам нужно актуальное, серьезное, не идеализированное, не мифологизированное отношение к нашей истории…

Обсуждение фильма Андрея Смирнова (АУДИО + ТЕКСТ)

>>

Протоиерей Александр Степанов в программе «Неделя»:
«Русская Православная Церковь – это самая большая негосударственная организация в нашей стране. С этим надо считаться»

>>

С 29 февраля: беседы протоиерея Александра Степанова о Библии

>>

В основном, всё показано верно, но вопрос в другом: как к этому относиться?
14 и 15 февраля в нашем эфире фильм «Жила-была одна баба» обсуждают протоиерей Александр Степанов, протоиерей Георгий Митрофанов и историк Сергей Подболотов

>>

Умные, ответственные, неравнодушные
Интервью главного редактора радио «Град Петров» протоиерея Александра Степанова журналу «Вода живая»

>>

«Политическая культура приобретается в процессе практики», – протоиерей Александр Степанов в программе «Легко ли быть молодым?»

>>

Хоть какой-то порядок
Интервью главного редактора радио «Град Петров» журналу «Вода живая»

>>

6 октября в программе «Давайте разберемся» Александр Ратников выясняет, для чего нужны молодежные организации

>>

В программе «Давайте разберемся» Александр Ратников беседует с протоиереем Александром Степановым о семейных ценностях

>>

«… главный смысл поста – дать человеку немного духовной свободы…
пост – это возвращение к самому себе…»
Беседа главного редактора радио «Град Петров» протоиерея Александра Степанова о христианском смысле поста

>>

«На пользу Церкви, но на пользу ли душе?»
Интервью главного редактора радио «Град Петров» журналу «Вода живая»

>>

В конце декабря – начале января несколько передач в цикле «Служение»посвящены Братству святой великомученицы Анастасии Узорешительницы, память которой празднуется 4 января

>>

Слово главного редактора протоиерея Александра Степанова
на торжественном акте в честь 10-летия радио «Град Петров»
25 ноября 2010 года

>>

Поздравление ректора Санкт-Петербургской Духовной академии и семинарии епископа Гатчинского АМВРОСИЯ в связи с десятилетием радио «Град Петров»

>>

Поздравление митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского ВЛАДИМИРА в связи с десятилетием радио «Град Петров»

>>

 

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru