АУДИО
Протопресвитер Александр Шмеман
Сретение
1.
…
Есть удивительный церковный праздник – Сретение Господне. Мало кто теперь знает о нем и замечает его, ибо он приходится так часто на будний, рабочий день, тонет в ритме и суматохе нашей такой будничной, такой материалистической жизни. Когда-то же он был одним из очень важных, очень радостных и значительных дней года – одним из так называемых двунадесятых праздников, т.е. тех больших воспоминаний, в которых выразила и запечатлела Церковь свое понимание и переживание мира, человека и жизни.
О чем же и в чем этот праздник?
Слово «сретение» – славянское и означает оно встречу.
…
В чем же смысл и радость этой встречи? Я думаю, что уже само слово «встреча» намекает на ответ. Неслучайно в этом слове так много радости и так много ожидания. Что на свете есть радостнее встречи с тем, кого любишь, после долгой разлуки?
…
Жизнь есть действительно ожидание. Но тогда – не символ ли это какого-то высокого и прекрасного ожидания, не символ ли это подлинной человеческой жизни – этот старец, всю жизнь ждавший? И ждавший не чего-то случайного, маленького, ограниченного, а такого света, который озарил бы всё, такой радости, которая наполнила бы собою всё, такого ответа, который ответил бы на всё, на все вопросы. И как удивительно, как несказанно хорошо, что этот свет, эта радость, этот ответ даны ему были в Ребенке.
…
2.
…
Наше общество, весь дух теперешней жизни так пропитаны эгоизмом – личным, семейным, общественным, – что нам, пожалуй, трудно понять это посвящение Господу родителями своего ребенка. А между тем именно тут – раскрытие первой тайны, первой радости этого евангельского рассказа – именно в радости этой отдачи… Ради чего одного и стоит жить…
Именно тут выход из тупика, созданного эгоизмом родителей и эгоизмом детей. Ибо родители убеждены, что они всё отдают детям. Но на деле так: родители детей хотят для себя, как исполнение своего глубинного эгоизма. И вот – дети восстают на родителей, в силу собственного эгоизма, потому что дети хотят жить для себя.
И вот в этом коротком евангельском рассказе так сжато, но и так лучезарно раскрыто нам, что исполнение жизни всегда в отдаче друг друга высшему и божественному, и в этой отдаче совершающемуся осмыслению жизни.
…
Человеческая жизнь сама по себе есть одно сплошное приготовление. Церковь всегда воспринимала это сретение, эту встречу – как встречу с самим миром, с самим человечеством, олицетворенным праведным старцем. Встречу Христа. И в этой встрече раскрывается как тайна истории, так и тайна каждой личной жизни.
История – сколько говорят о ней, объясняют ее смысл, делают ее носительницей какого-то прогресса, подлинно обожествляют ее. Но поколение за поколением исчезает в то же небытие, в ту же пучину смерти. И перед лицом этого исчезновения, какой-то трагически смешной суетой отдает это возвеличивание истории.
А Евангелие говорит, что смысл истории – во встрече с ее собственным смыслом, направлена история вся, целиком, а также и в каждом отдельном человеке – к тому, что выше времени, выше истории…
Ребенок и старец, начало жизни и конец ее. Вначале – принесение, отдача, отождествление человека с высоким и божественным призванием. Встреча человека с этим призванием. А в конце – исполнение обещания. Полнота выполненного призвания. Радостная встреча с самим Светом.
О, если бы могли бы мы, каждый из нас – раскрыть свое сердце этой радостной тайне встречи как тайне самой жизни! Если бы могли почувствовать, что тут, в этом удивительном сретении – спасение от одиночества и бессмыслицы жизни, от ужаса старения и умирания, от страшного зрелища человеческого муравейника, ищущего минутного счастья на космическом кладбище! Ждать! Как ждал всю свою жизнь Симеон, претворивший всю свою жизнь в это ожидание. И встретить Ожидаемого, и принять Его на свои руки, и получить Свет, побеждающий тьму! Ныне отпущаеши, ибо видели очи мои спасение Твое.