«Возвращение в Петербург»
Юрий Александров, художественный руководитель театра «Санкт-Петербург опера», народный артист России
12 мая 2012 г., 21:00
19 мая 2012 г., 9:00
«Возвращение старых, исконных названий – это процесс, который остановить нельзя».
Руководитель театра «Санкт-Петербург опера» Юрий Александров считает, что Ленинград в Санкт-Петербург был переименован усилием воли, и это усилие сделал А.Собчак.
Можно ли представить существование такого театра с названием «Санкт-Петербург опера» в городе с названием Ленинград?
«Сегодня мы возрождаем великий град Петров. Поэтому тут не может быть двух мнений – возвращать названия или не возвращать. Другой вопрос – как люди относятся к той улице, на которой они живут». По словам оперного режиссера, на Рождественских улицах уже нельзя будет так мусорить, как на Советских. Хотелось бы, чтобы жители улицы Белы Куна стремились не только к изменению названия, но и к тому, чтобы и самим измениться в лучшую сторону.
«Под желанием переименовать улицу должна быть духовная основа. Люди должны понимать, что это не просто смена названия, а это возрождения исторической, культурной памяти, их памяти», – говорит Юрий Александров.
«Сейчас говорят, что историческая память у людей стала короткая. Ну, так надо немножечко ее удлинить».
Наш город – это особая культурная среда. Этот уровень нужно поддерживать. За сохранением культурной среды нужно следить не менее, чем за состоянием экологической среды проживания.
«Культура – это наш единственный восполняемый источник наших национальных ресурсов. Газ когда-нибудь кончится, и нефть мы всю высосем когда-нибудь. А культура – она восполняемая, это драгоценность, которую можно восполнять. А как? Естественно, людьми», – говорит Ю.Александров, уточняя, что нужно прилагать усилия к тому, что нужно для людей. Возрождать любовь к оперному искусству, восстанавливать здания, учить людей культуре, и всё это взаимосвязано с тем, чтобы человек учился ценить то, что ему дано – ценить этот город, не поганить только что выкрашенные стены бездарными граффити.
Режиссер признался, что в своей деятельности руководителя театра он старается проводить в жизнь принцип, что «ценность человеческая не менее важна, чем материальная». «У нас привыкли ценить только материальное. Мы в нашем театре хотим создать атмосферу, в которой каждый приходящий человек чувствовал, что он здесь тоже очень ценен».
Для человека важно понимать – в каком месте он находится. Если человек находится в театре, он ведет себя иначе, чем в грядном дворе рядом с помойкой. Если человек стоит на улице Белы Куна – его самоощущение, его поведение тоже определяется этим. Юрий Александров предлагает вместо кровавого преступника дать улице имя Бориса Пиотровского. Это имя ко многому обязывает петербуржцев, считает Ю.Александров.
С такими именами, как Бела Кун или Дыбенко, мы теряем ощущение своей улицы, считает ведущая программы Марина Лобанова. А ведь это так важно – чтобы человек ощущал свою улицу своей, любил и берег ее, считал своей малой родиной. Разве может такое отношение воспитываться к улицам с названиями в честь Белы Куна и Дыбенко, в честь Ленина и Свердлова, в честь Кржижановского и Демьяна Бедного, в честь Ворошилова, Тухачевского, Латышских стрелков, в честь чекистов, Урицкого, Володарского, Дзержинского, Воровского, Либкнехта, Люксембург, и у жителей муниципального округа Урицк?
«Улица должна стать твоей», – считает Юрий Александров.
Для возрождения этого ощущения «своего города», своей принадлежности в великому прошлому Петербурга, режиссер оперного театра делает постановки в петербургских дворах. Об этом неоднозначном опыте он рассказал в программе.
«Я не знаю, получится ли у меня что-то сыграть на улице Белы Куна, но вот в районе Сенной площади мы уже задумываем несколько проектов».
Что можно сделать сегодня для повышения культуры тех, кто живет в Петербурге? На этот вопрос гость программы ответил так: «Только – надо идти против течения. Тут должна быть государственная программа. Конечно, быдлом руководить легче. Конечно. Рабами руководить легче, но и восстания рабов – самые жестокие. И бессмысленные».