Экскурсионно-паломническая поездка в Введено-Оятский и Покрово-Тервенический монастыри из Санкт-Петербурга на 1 день
«ВЕПССКИЙ КРАЙ И БОГОРОДИЧНЫЕ ОБИТЕЛИ»
Гид: по расписанию — Катсон Н. Л. / Воронина Л. А.
Даты поездок: по расписанию — 22.07, 14.10, 04.12
04.12 Введение во храм Богородицы (престольный праздник в Введено-Оятском)
14.10 (Покров — престольный праздник в Тервеничах)
Приглашаем в поездку по Вепсскому краю. Вы посетите Покрово-Тервенический и Введено-Оятский монастыри. В музее Вепсской культуры Вы узнаете о быте, традициях и культуре вепсов. Среди могучих сосновых боров, вблизи чистых и прозрачных озёр протекает живописная река Оять. Вы посетите музей «Оятская керамика» в Алёховщине. Это село с давних пор славится своими мастерами гончарных дел. Вепсский край – это покой и тишина, красота и свежий воздух, необыкновенная гармония природы и архитектуры. Здесь отдохнёте телом и душой.
Покрово-Тервенический женский монастырь. Отправной точкой в истории монастыря было Покровское сестричество от православной общины при храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Ленинграде. В 1991 году у развалин приходского Успенского храма села Тервеничи началось строительство монастырского комплекса. 17 апреля 1997 года решением Священного Синода Русской православной церкви сестричество получило статус женского Покрово-Тервенического монастыря.
Главной святыней монастыря является обретенная в 1991 году икона Божией Матери, именуемая ныне «Тервеническая». В монастыре также находятся частицы мощей многих святых, в том числе Киево-Печерских преподобных, а так же святых мучениц Лукии и Урсулы. В настоящее время в обители действуют три храма: главный — Покрова Пресвятой Богородицы, трапезная Успенская церковь с нижним пещерным храмом в честь Собора преподобных отцов Киево-Печерских. Есть часовни Пресвятой Троицы и Пресвятой Богородицы над целебным источником.
В 1992 году был обретен источник, указанный Богородицей в сонном видении духовнику новоустроенной обители. Для удобства набора воды был вырыт колодец, а над ним построена маленькая деревянная часовня. Сейчас над источником возвышается каменная часовня.
Испить и набрать водичку можно теперь как в самой Надкладезной часовне, так и с обратной стороны часовни оборудованной для удобства краном, откуда воду можно набрать в ёмкость. Омовение происходит рядом в закрытой купальне, в 80 метрах на озере еще одна купальня с купелью.
В обители действует иконописная и швейная мастерские. Сестры имеют огородное хозяйство и молочную ферму.
Здесь покой, тишина, красота, свежий воздух, необыкновенная гармония природы и архитектуры, здесь отдыхаешь телом и душой.
Деревня Тервеничи — одно из самых первых поселения славян на территории Ленинградской области. Переводится Тервеничи как «здравствуйте» — «tervhen».
В музее Вепсской культуры Вы узнаете о быте, традициях и культуре вепсов.
Вепсы — коренной финно-угорский народ, стоявший у истоков русского государства. Сегодня вепсов осталось мало, всего около шести тысяч человек.
Как гласит «Повесть временных лет», словене, кривичи, чудь и весь призвали на русские земли варягов: править богатыми городами и погостами. Словене и кривичи — предки современных русских и белорусов. Чудью русские летописцы называли финно-угорские племена (некоторые из них дали начало современным финнам и карелам). Ну, а весь — это нынешние вепсы, уже тогда известные как отдельное племя. Предки современных вепсов занимали территорию Межозёрья: между Нево, Онего и Белым озером (Ладожское, Онежское и Белое озеро в сегодняшней Вологодской области).
После революции, в рамках советской национальной политики, создавались национальные сельские советы, в Видле (Винницах, ЛО) и Шутъярве (Шелтозере, Карелия). Создавался письменный вепсский, разработали систему орфографии, аналогичную системе латинского алфавита, созданной для карелов Твери. Появились школы с преподаванием на вепсском языке. Напечатали 30 книг на вепсском языке, в основном учебники для начальных школ.
С 1937 года, в период борьбы с национализмом, меньшинства было решено ассимилировать. Школы закрыли, учебники сожгли, заработала машина репрессий. На вепсском теперь говорили только дома — боялись. После войны люди перебирались в города, многие деревни вымерли: инфраструктура распалась, рабочие места сократили, магазины закрыли, медицинские услуги стали недоступны.
В 1989 году в Карелии создается Общество вепсской культуры, утверждается вепсский алфавит. По инициативе общества возрождается письменность, организуется преподавание вепсского языка в школах и вузах, издается учебная и художественная литература на вепсском языке, выходит (раз в месяц) газета Kodima на вепсском и русском языках.
По переписи 2010 года в России живет около шести тысяч вепсов. Больше половины — в Карелии (около трех с половиной тысяч), остальные по большей части в Вологодской и Ленинградской областях. В 2006 году вепсы включены в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Алёховщина на берегу реки Оять, крупнейшее село Лодейнопольского района в Ленинградской области, — ещё одно вепсское поселение. С давних пор Алёховщина славится своими гончарных дел мастерами.
Эти места считаются историческим месторасположением средних вепсов. Да, и название «Оять» переводится с вепсского очень трогательно – «ручеек». Побережье реки издавна славилось богатыми залежами высококачественной красной глины. Поэтому у оятских вепсов не было недостатка в бытовой утвари. Лепили всё: горшки, миски, чашки и игрушки. Занимались лепкой в свободное время, чаще зимой. Причём в гончарном деле была задействована вся семья: женщины месили глину, мужчины занимались формовкой и обжигом сосудов, а дети лепили мелкие детали к изделиям.
Гончарный промысел возник на берегах Ояти в XVIII веке. В XIX веке и в первой половине XX века глиняное дело процветало. Стоит отметить, что в России пользовалась огромнейшим спросом здешняя знаменитая Оятская игрушка — свистульки в форме чудесных животных и птиц. Изделиями из этой глины была украшена местная церковь Архистратига Михаила, возведённая в 1730 году. В послевоенный период гончарное производство в вепсских селениях постепенно пошло на убыль. С появлением фарфора и алюминия керамика постепенно утратила свою популярность. Только в семьях оятских мастеров сохранялась традиция гончарного промысла.
В настоящее время селе открыт музей «Оятская керамика» при Центре возрождения ремёсел, в котором представлены изделия местного гончарного промысла. Музей Алеховщины собрал редкие образцы подлинной оятской керамики. Здесь отражена культура и быт местных жителей в коллекции старинной деревенской мебели, утвари, подборке краеведческой литературы и словаре языка вепсов.
В Введено-Оятском монастыре покоятся родители Александра Свирского — Стефан и Васса, которые перед своей смертью приняли монашеский постриг (в монашестве Сергий и Варвара) и были причислены к лику святых. В монастыре есть святой источник с радоновой водой. Источник оборудован купальней.
Программа:
07.00 — отправление от м. Ломоносовская, пер. Матюшенко, д. 8 (напротив выхода из метро).
Покрово-Тервенический монастырь. (Купальня)
Обед.
Музей Вепсской культуры, дер. Тервеничи.
Село Алёховщина. Музей «Оятская керамика«.
Введено-Оятский монастырь. (Купальня).
Возвращение около 21-22.00
В программе (2700): транспортное и экскурсионное сопровождение.
Дополнительно: пожертвования за экскурсию в монастыре (150), проводят только сотрудники паломнических служб монастырей. Музеи Вепсской культуры и «Оятская керамика». Обед по желанию (300).
Однодневные поездки: +7 (812) 982-40-19, wa.me/79052224019
Зарубежные и многодневные поездки по России: +7 (812) 982-40-19, +7-905-222-40-19, +7 (812) 985-49-33
Корпоративные клиенты и прием групп в Петербурге: +7 (812) 982-40-19, +7-905-222-40-19
Время работы: 12-19, будни. Время визита просим оговорить заранее.
Форма «ЗАПИСЬ НА ПОЕЗДКУ» http://www.grad-petrov.ru/palom/ «+» слева
Наша группа ВКОНТАКТЕ: http://vk.com/palomgradpetrov