6+

Четыре прощения

10 марта 2019 г.

Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье

На Сервисе скачиваний наших передач — 4 передачи о прощении. 

А в нашем эфире выйдет записанная к Прощеному воскресенью 2019 года передача с участием протоиерея Александра Дягилева — «Опыт и плоды прощения», которую также можно будет скачать на Сервисе скачиваний.

С 11 марта 2019 г.

Начнется Великий пост.

Обращаем внимание на специальную рубрику:

Что послушать в Великом посту

А в нашем эфире выйдут записанные к Великому посту 2019 года передачи:

  • беседа с игуменией Иларионой (Феоктистовой), настоятельницей Константино-Еленинского женского монастыря — «Как провести Великий пост», где даются советы из опыта духовной жизни — о том, как предписания поста в телесных ограничениях направлять в пользу духовного роста;
  • беседа с протоиереем Александром Рябковым — «Что прочитать за Великий пост», в которой отец Александр рекомендует к прочтению недавно вышедшие и потому доступные сегодня книги, прочтение которых сделает Великий пост 2019 года запоминающимся в нашей духовной жизни.

Эти передачи также можно будет скачать на Сервисе скачиваний.

Не забывайте, что к каждому наименованию на Сервисе скачиваний прилагается аннотация (текст) и фрагмент передачи (аудио).

4 передачи о прощении — сейчас на Сервисе скачиваний

Одна из самых нелекционных бесед, записанных на радио «Град Петров» с отцом Ианнуарием, была посвящена именно прощению. Причем разговор начат с самого трудного вопроса: а можно ли простить тех, кто массово убивал людей в немецких лагерях смерти времен Второй мировой войны? Но по ходу беседы разговор свелся к нашей обычной житейской теме – как прощать и не обижаться на ближних?

Архимандрит Ианнуарий: «У меня, как и у каждого человека, бывают какие-то обиды, раздражения, которые вызывают гнев (не гнев, конечно, внешне проявляемый, но внутреннее отторжение, внутреннее озлобление против какого-либо человека или каких-то сообществ). Во-первых, я приучил себя, и даже не приучил, а это мне было дано как дар Божий, стараться не проявлять это вовне хотя бы, стараться все это держать в себе. Только один или два раза в жизни со мной были припадки гнева, которых я стыжусь до сих пор. За мои 60 с лишним лет – это не так уж часто, я думаю – два раза в жизни. А во-вторых, я все же в минуты молитвенного состояния всегда стараюсь одернуть себя, всегда стараюсь сказать себе: «Ну что ты делаешь? Ну что ты сердишься? Они же такие же люди, как ты, может быть, даже лучшие. Погляди на себя». Очень хорошо при этом иногда иронически взглянуть на людей, иронически, со смешком взглянуть на себя. Это помогает избавиться от чувства злобы. И в общем и в целом сердце очищается, конечно, в таких случаях и от всякого осуждения…»

Прощение – одна из христианских добродетелей. Христос Сам заповедовал нам прощать, причем прощать и любить даже врагов. В программе Людмилы Зотовой «Семья» ректор Института христианской психологии (Москва)  протоиерей Андрей Лоргус рассказывает о том, что такое прощение с точки зрения христианской психологии. «Самое ценное в прощении – переживание любви» – говорит отец Андрей.

Что такое чувство вины?

Нужно ли просить прощения за чувство вины, идущее из детства?

Чем отличается покаяние от прощения?

Нужно ли просить прощения в Прощеное воскресенье, если это для людей нецерковных всего лишь формальность?

Просить прощения – это признак слабости?

Сказать «простите меня» и «я виноват» – означает признать власть над собой?

Плохо или хорошо попросить прощения, если не виноват?

Как связаны прощение и манипулирование?

Связаны ли прощение за зло и оправдание зла?

Можно ли простить после того, как отомстил за обиду?

Простить значит забыть?

Почему сказать «прости» так тяжело?

Нужно ли просить прощения у человека, если знаем, что примирение с ним невозможно (когда человек уже умер, например)?

Может ли прощение быть односторонним?

Зачем простить прощения?

Нужно ли оговаривать, за что просишь прощения?

Если не знаешь, за что конкретно просить прощения, нужно ли все равно попросить прощения, потому, что в Прощеное воскресенье так принято?

Хорошо ли в Прощеное воскресенье рассылать SMS-ки с текстом «Простите меня грешного/грешную»?

Протоиерей Андрей Лоргус: «Если точно убежден, что ничего такого, за что нужно просить прощения, в отношении с этим человеком не было, то ради формальности просить у него прощения не стоит. Когда мы из года в год просим прощения «ни за что», то мы перестаем относиться к этому с душой, с глубиной, с любовью. Церковь не может примириться с формализмом. Поэтому, если перед вами выбор: совершить что-то формально или не совершать этого, – лучше не совершать. Не стоит молиться, когда нет молитвенного настроения – это не молитва, а просто-напросто исполнение какого-то ритуала. Не стоит просить прощения, если действительно его не хочешь и не хочешь простить сам. И так далее. Нельзя делать по существу то духовное деяние, которое в душе в этот момент не совершается».

В передаче также обсуждаются темы:

Как простить по-настоящему?

Что делать, если обида сохраняется после того, как простил?

Протоиерей Андрей Лоргус: «Сохраняется ощущение нанесенного ущерба, а не обида. Простить – не значит забыть».

Нужно ли прощать самого себя?

Может ли вина без покаяния перейти на детей и внуков?

Как нужно подготовиться к Прощеному воскресенью?

Протоиерей Андрей Лоргус: «Священнику в этом смысле проще, потому что он перед всеми виноват».

Прощение – одна из христианских добродетелей. Христос Сам заповедовал нам прощать, причем прощать и любить даже врагов. В чем богословские основы этой заповеди? И как реализовать ее в обстоятельствах своей жизни? В программе Марины Лобановой «Встреча» преподаватель Института богословия и философии Константин Андреевич Махлак рассказывает о том, что такое прощение с точки зрения христианского богословия.

«Прощать по какой онтологии?» – задается вопросом греческий священник, богослов и психолог протоиерей Василиос Фермос, статья которого «Прощаю, следовательно, существую» стала отправной точкой в разговоре о богословии прощения.

В статье «Прощаю, следовательно, существую: прощение как полнота жизни» он указывает на четыре типа прощения, которые можно назвать внерелигиозным прощением: обычное прощение (если мы прагматичны и у нас нет другого выбора), прощение из-за встречного сочувствия (мы помним собственные грехи и промахи и от этого склонны к прощению), прощение ради внутреннего спокойствия (прощаем для обретения покоя, ведь в противном случае хуже будет нам самим). «Все три типа прощения встречаются и вне религий, – пишет автор статьи, – а четвертый уже только внутри: подчинение Господней заповеди. Мы прощаем, поскольку так нам повелел Господь. Очень часто все четыре подсказаны духовниками. При этом … все они поощряют прощение в основном с целью выгоды. Мне кажется, в христианской духовной жизни стоит поискать более богословски глубокую причину, чем выгода. Прощать по какой онтологии?»

В чем душевный смысл прощения – это могут рассказать хорошие психологи и просто культурные, воспитанные люди.

В чем духовный смысл? В чем богословский смысл?

Опасно ли «подменять» одно прощение другим – «духовное» прощение, онтологически соединяющее нас со Христом, «обычным» прощением, позволяющим мирно сосуществовать в социуме? Или и для христианина вполне достаточно быть просто воспитанным, незлобивым человеком?

Константин Андреевич Махлак считает, что т.н. «обычное» прощение тоже включает человека в план христианства, т.к. делает человека способным принять Христа и Его благовестие.

В передаче также обсуждаются темы:

Почему евангельская любовь к врагам не становится «стокгольмским синдромом»?

Как прощение осуществляет заповеди Ветхого Завета – Закона Моисея?

«Простить — значит забыть» – не библейский принцип.

Притча о блудном сыне и слова молитвы Господней «…и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим…».

Разговор о прощении, в котором беседуют дети подросткового возраста и доктор философских наук Марина Валентиновна Михайлова.

Вопросы задает Марина Валентиновна, а дети – отвечают.

«Что вы испытываете, когда вас прощают?» – согласитесь, не самый обычный вопрос для разговора на тему прощения.

Конечно, особенность этой беседы в том, что дети – из православных семей. Но это не отменяет того, что это и современные подростки, общающиеся со своими сверстниками на общие для них темы.

Эта передача учит нас разговаривать с детьми и подростками так, как с самыми серьезными собеседниками, с вниманием и уважением к их размышлениям, к их внутренней жизни, к их мировоззрению.

И, возможно, этот разговор в программе «Жили-были дети» будет интересен и полезен не только родителям подросткам и самим детям, но и просто всем людям – взрослым уже людям – потому что показывает, что в очень юном возрасте люди понимают подчас намного больше в самых глубоких вещах, а с возрастом как бы удаляются от этих простых и великих Евангельских истин, которые когда-то были для нас нашей почти естественной личной моральной максимой.

Можно ли с детьми обсудить текст Евангелия – без того, чтобы их «поучить» и им «объяснить» то, что сами взрослые на самом-то деле плохо понимают и, главное, сами так не живут?

Можно ли призвать наших детей «жить по Евангелию»? А взрослые понимают, что это значит? А сами – «живут по Евангелию»?

Конечно, передача не избежала того, что в ней большую часть времени говорит взрослый и очень умный человек – Марина Валентиновна Михайлова.

Но как говорить с детьми так, чтобы тебя не просто слушали, но и вступали с тобой в диалог?

Наверх

Рейтинг@Mail.ru