Архив программ на Сервисе скачиваний пополнился новыми циклами.
Представление и исповедание Церкви о самой себе — очень важное свидетельство присутствия Духа в сообществе христиан. Но в разные исторические эпохи представление о том, что такое Церковь, менялось. Сошествие Святого Духа, дарование Святого Духа Церкви – этот день назван в народе «Троица». Троица – главный христианский догмат. Можно ли христианину просто «отмахнуться» от него, ссылаясь на его «сложность» и свое «непонимание»? Легко ли было принять веру в Бога Троицу ветхозаветному иудейскому сознанию? Трудно ли было принять такую веру представителю эллинистической традиции? На вопросы отвечает преподаватель Санкт-Петербургского Института богословия и философии Константин Андреевич Махлак.
Имена первых русских князей овеяны поистине легендарной славой. Рюрик, Олег, Игорь… Даже люди, далекие от истории скажут, кто это – создатели Древнерусского государства, основатели Киевской Руси. Всего лишь через одно поколение после князя Игоря Русь будет крещена, приняв веру из Константинополя, несмотря на прибитый Олегом щит «на вратах Цареграда». Так что же на самом деле представляла собой Киевская Русь накануне своего крещения? Кто были ее соседи, к которым отправлял послов внук князя Игоря святой князь Владимир, выбирая веру для своего народа? На эти темы нам предлагает поразмышлять автор цикла «История Древней Руси» Юрий Алексеевич Соколов.
Цикл программ Кирилла Михайловича Александрова к 100-летию Февральской революции и отречения Николая II от престола. Было ли отречение неизбежно? Почему лишили прав наследования престола цесаревича Алексея Николаевича? Есть ли главные «виновники» отречения и кто они? Считал ли Николай II, что его обманули и в чем именно? В программах зачитываются важнейшие документы – полностью, и фрагменты дневников и воспоминаний участников. Упоминаются существующие расхожие мифы, касательно отречения Николая II: «отречения не было», «акт об отречении поддельный», «подпись карандашом недействительна» и т.п.
Цикл программ Кирилла Михайловича Александрова к 100-летию Февральской революции и отречения Николая II от престола (окончание). Какими мотивами руководствовался великий князь Михаил Александрович, не принимая престола и не отказываясь от него? Было ли его решение самостоятельным? Что помешало брату Николая Второго исполнить свой долг наследника русского престола? Хотел ли Михаил Александрович прекратить историю русской монархии? Кто именно и с какими взглядами был рядом, когда он принимал историческое решение? Каковы дальнейшие судьбы всех участников этой исторической драмы? В программах зачитываются важнейшие документы – полностью, и фрагменты дневников и воспоминаний участников.
К.А. Махлак: «Попытка квалифицировать мысль Розанова, применить к ней традиционные критерии сталкивается с серьезными сложностями. Еще при жизни мыслителя его творчество встречало выразительные оценки… Тем не менее, несовместимые контрасты розановской мысли поддаются интерпретации в рамках достаточно широкого течения европейской мысли, которое принято называть экзистенциализмом…»
К.А. Махлак: «Интересно, что различие «церкви Петра» и «церкви Иоанна» из «Трех разговоров» Владимира Соловьева имело широкое влияние на культуру и религиозную публицистику XX века. Одним из ее вариантов, вероятно, является знаменитый образ «двух легких», предложенный Вячеславом Ивановым. Приняв католицизм, он писал Шарлю де Босу: «Впервые почувствовал себя православным в полном смысле этого слова, обладателем священного клада, который был моим со дня моего крещения, но обладание которым до тех пор, в течение уже многих лет, омрачалось наличием чувства какой-то неудовлетворенности, становящейся все мучительней и мучительней от сознания, что я лишен другой половины живого того клада святости и благодати, что я дышу наподобие чахоточных одним только легким». И в «методе антиномий», и в образе, приведенном Вяч. Ивановым, общим мотивом является апелляция к теме всеединства: только всеединство истинно, любая частичность – заблуждение, требующее преодоления…»