НОВОСТИ СЕРВИСА СКАЧИВАНИЙ
Почему в церковном предании возникла дата памяти священномученика Философа Орнатского и мучеников Бориса и Николая Орнатских 30 октября? Скачивайте сборник программ, посвященных отцу Философу Орнатскому, на Сервисе скачиваний передач радио «Град Петров»
В августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви протоиерей Философ Орнатский с сыновьями Николаем и Борисом были причислены к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.
Установлено совершать их память 31 мая по старому стилю (13 июня по новому стилю), т.к. в этот день совершается память мч. Философа Александрийского (III век).
В 1918 году был издан Декрет большевиков о Красном терроре и одним из первых новомучеников в нашем городе стал известный петербургский церковный деятель протоиерей Философ Орнатский. Он был убит без суда, вместе с двумя сыновьями – Борисом и Николаем, а также с другими заложниками (есть предание о расстреле на берегу Финского залива в районе Стрельны 30 офицеров и с ними отца Философа Орнатского, точная дата также неизвестна, как и место).
В церковном Предании возникла дата памяти священномученика Философа Орнатского и мучеников Бориса и Николая Орнатских – 30 октября.
Скорее всего, в этот день прихожане узнали о расстреле отца Философа. Но промыслительно, что 30 октября – это также престольный праздник храма преподобномученика Андрея Критского на Рижском проспекте, настоятелем которого 26 лет был протоиерей Философ Орнатский. Кроме того, сегодня 30 октября в России – это День памяти жертв политических репрессий. Эти «совпадения» не случайны для народной памяти, считает настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря, подворье которого в Петербурге – храм Андрея Критского на Рижском проспекте.
Именно Константино-Еленинский монастырь стал главным организатором мероприятий, приуроченных к 100-летию мученичества Философа Орнатского. Материалы, созданные в рамках этого 100-летия мученического подвига мы предлагаем как сборник, содержащий много информации к житию петербургских, петроградских новомучеников.
Репортаж рассказывает о передвижной выставке, посвященной священномученику Философу, его обширной деятельности и его духовному наследию. Выставка была размещена у Казанского кафедрального собора, настоятелем которого протоиерей Философ был с 1913 года до своей мученической кончины.
В нескольких репортажах звучат фрагменты докладов юбилейной конференции 2018 года «Жизнь как подвиг. Священномученик Философ Орнатский и его эпоха».
В сборник также включены интервью с игуменией Иларионой (Феоктистовой).
Игумения Илариона, настоятельница Константино-Еленинского монастыря:
«Невозможно, конечно, не почтить память этого великого святого, покровителя нашего города. С другой стороны, это закономерно, потому что нашим городским подворьем является храм преподобномученика Андрея Критского, а отец Философ строил этот храм, был настоятелем двадцать лет в этом храме, и вся его активная проповедническая, миссионерская деятельность исходила отсюда.
Конечно, мы почитаем отца Философа, молимся и как-то стараемся прибегать к его помощи, и его присутствие чувствуем. Наверно, выставка – это яркое событие, но одно из многих, которые у нас происходят в связи со столетием кончины отца Философа. Почему у Казанского собора, понятно, конечно. Он был настоятелем Казанского собора последние годы своей жизни, и именно оттуда пошел на свое мученичество. Поэтому мы, конечно, возвращаемся в эту точку, но уже совсем в другом состоянии, потому что это можно назвать духовным воскресением – возвращение из небытия, явное присутствие новомученика с нами.
Большая часть жизни отца Философа связана с храмом преподобномученика Андрея Критского. На самом деле это было очень скромное место служения, потому что домовый храм, т.е. храм, построенный на предприятии. Любой служащий священник окормляет тех, кто имеет отношение к этому дому. Тут, конечно, много людей работало – 4000 человек был штат Экспедиции заготовления государственных бумаг, со всеми семьями они жили в этом квартале, и, конечно, большая паства. Но отец Философ охватил своей любовью значительно больше – и город, и по стране в целом… Даже всероссийская известность у него была.
Безусловно, в этом он пошел по стопам своего духовника отца Иоанна Кронштадтского. Он был духовным чадом и преемником отца Иоанна. У них и совместная деятельность была в едином духе. Неоднократно отец Иоанн бывал в нашем храме и служил: участвовал в закладке и освящении храма, и служил, и просто посещал. И отец Философ был продолжателем этого духа, этого служения, но уже совсем в других условиях, которые стали перед революцией очень сильно меняться, возникали уже совершенно другие вопросы времени. Отец Философ, конечно, был на своем месте и стал достойным примером того, как надо себя вести в таких изменившихся обстоятельствах.
Сейчас Петербург мало знает отца Философа. Даже церковные люди. Мы стали заниматься подготовкой к 100-летию мученической кончины и поняли, что наша задача – объединять людей, которые занимаются исследованиями, а таких оказалось немало… Интересно, что к нам в храм приходят потомки прихожан отца Философа. Сейчас многие интересуются своей родословной – историей своей семьи. И потом оказываются такие удивительные совершенно истории семейные – что кто-то из предков был прихожанином этого храма. Когда оказывается, что со святым человеком связана история семьи – конечно, это приближает людей к Церкви, к храму. И действительно, люди начинают молиться, начинают участвовать в нашей деятельности. Один наш друг так проникся, что ему пришла в голову мысль – каждый год заказывать икону Философа Орнатского и дарить в разные храмы, такая у него деятельность».
С сборнике 15 передач.
«Это первый выборный митрополит в нашей епархии» — протоиерей Георгий Митрофанов. Лекция прочитана после панихиды на Ржевском полигоне в 2005 году. Запись из архива радио «Град Петров»
Лекция прочитана после панихиды на Ржевском полигоне в 2005 году. Запись из архива радио «Град Петров».
«Большевики решили осуществить имеющий вид «объективного» процесс. Конечно, всё было продумано очень хорошо. Процесс проходил открыто в здании Дворянского собрания – нынешней Филармонии. В качестве обвинителя выступал уже весьма опытный сотрудник Наркомюста Красиков, кстати, по происхождению попович. Уже в годы гражданской войны он зарекомендовал себя как яростный гонитель Церкви. Более того, митрополиту Вениамину даже было разрешено иметь адвокатов, и не только митрополиту Вениамину. Речь шла о том, что на этом процессе, по которому было привлечено более 80 человек, адвокаты могли быть у всех. Встал вопрос об адвокате. И митрополит Вениамин пригласил на этот процесс одного из известных адвокатов, Гуровича, который, получив подобного рода приглашение через Красный крест, высказал сомнение в том, уместно ли ему будет выступать в качестве адвоката. Результат процесса практически предрешен, говорил он, а мне потом будут инкриминировать, что я участвовал в этом общем спектакле, срежиссированным ГПУ. … В качестве свидетелей обвинения, опять-таки, большевики и этот момент рассчитали, должны были выступать священники-обновленцы. Красницкий, Введенский, Боярский. И вот здесь перед нами открывается драма этих людей. Боярский, будучи человеком во многом заблуждавшимся, но всегда искренним и честным, выступая на процессе, стал, по сути дела, защищать митрополита Вениамина. Красницкий же обрушил такие обвинения, что даже Красикову уже было нечего присовокупить»
Протоиерей Георгий Митрофанов.
Память священномученика Вениамина и с ним убиенных — 13 августа.
Одна передача. Общее время 48 мин.
Нынешний Большой зал Филармонии (БФЗ) помнит особые события из жизни Петербурга. Здесь праздновали 100-летие Императорского Александровского лицея и 100-летие Торгового дома «Братья Елисеевы», здесь проходили знаменитые Рождественские благотворительные базары.
После революции зал Дворянского собрания стал на некоторое время судебным залом. О драматичных страницах истории здания на Невском пр., 30, и говорила на своей лекции Татьяна Трефилова.
Т.А. Трефилова:
Советское правительство издало постановление о том, что нужно отдать все ценности, даже те, которые являются сугубо богослужебными. Отдавать их в руки неверующих было, по сути, святотатством. Изъятие церковных ценностей в храмах Петербурга, по сути, насильственное ограбление петербургских храмов, естественно, вызывало народное волнение.
По этому делу были арестованы многие представители нашего духовенства: митрополит Владимир (Богоявленский), митрополит Вениамин (Казанский), епископ Венедикт (Плотников), священник Михаил Чельцов, настоятель Измайловского собора, автор замечательной книги «Записки смертника», отец Леонид Богоявленский, настоятель Исаакиевского собора, протоиерей Николай Чуков, впоследствии митрополит Санкт-Петербургский Григорий (Чуков). На скамье подсудимых оказалось 86 человек. Были арестованы представители духовенства, преподаватели Санкт-Петербургской духовной академии, к тому времени уже закрытой, преподаватели Богословского института, который находился на Фонтанке, были арестованы наиболее активные прихожане и масса просто случайных людей, которые оказались на месте волнений во время изъятия церковных ценностей. Они были просто схвачены прямо с улицы и арестованы. Все вместе – разношёрстная компания, в которой оказались даже люди, далёкие от Церкви, некоторые даже неправославного вероисповедания, просто схваченные на улице, оказались на скамье подсудимых в зале Дворянского собрания.
Обратите внимание: прошло всего несколько лет, но очень быстро наступает разруха. Облупленные уже стены. Что они сделали с ними? Я не могу даже сказать. Может быть, пытались покрасить краской – вот здесь на фотографии видно, что идёт неровная полоса масляной краски. Зал Дворянского собрания превратился в зал судебного заседания. Сюда приводили арестованных, которые содержались в Доме предварительного заключения на Шпалерной улице. Привозили их сюда в грузовиках.
Митрополита везли отдельно, в карете, и каждый день, перед началом заседания, у главного входа в филармонию собиралась огромная толпа тех людей, которых не пускали в зал заседаний. Туда можно было войти только по пригласительным билетам, которые выдавались только членам партии или студентам Коммунистического университета имени Зиновьева, который тогда находился в Таврическом дворце. Простых людей туда не пускали.
Каждый раз, когда подъезжала карета с митрополитом, огромные толпы народа, которые стояли вдоль Михайловской улицы, опускались на колени, с пением: «Спаси, Господи, люди твоя…». Молились о здравии митрополита, под ноги митрополита бросали цветы. И каждый раз, когда заключённые вместе с митрополитом входили в зал, все присутствующие в зале, даже несмотря на то, что они были коммунистами, вставали, поддавшись какому-то порыву. Когда заключённых выводили из зала, все присутствующие опять-таки вставали. Председатель суда всячески пытался препятствовать этому знаку внимания и уважения к митрополиту, но должен был смириться, потому что так повторялось каждый раз.
В ходе этого процесса было доказано то, что в России существует контрреволюционная организация, и эта контрреволюционная организация есть Русская Православная Церковь, которая практически тысячелетие существует в нашей стране…».
Общее время 1 ч. 25 мин.