14 марта 2021 — Прощеное воскресенье.
Со следующего дня начнется Великий пост.
«Что вы испытываете, когда вас прощают?» – согласитесь, не самый обычный вопрос для разговора на тему прощения.
Разговор о прощении, в котором беседуют дети подросткового возраста и доктор философских наук Марина Валентиновна Михайлова.
«Я хочу поделиться тем, что я для себя открыл в 2018 году, – рассказывает протоиерей Александр Дягилев, – и это напрямую касается темы прощения».
«Для покаяния у нас 40 дней Великого поста, а для прощения – один день перед ним».
Чем отличается покаяние от прощения?
Плохо или хорошо попросить прощения, если не виноват?
Как связаны прощение и манипулирование?
Может ли прощение быть односторонним?
Отвечает один из самых авторитетных современных православных психологов протоиерей Андрей Лоргус.
Архимандрит Ианнуарий: «У меня, как и у каждого человека, бывают какие-то обиды, раздражения, которые вызывают гнев (не гнев, конечно, внешне проявляемый, но внутреннее отторжение, внутреннее озлобление против какого-либо человека или каких-то сообществ). Во-первых, я приучил себя, и даже не приучил, а это мне было дано как дар Божий, стараться не проявлять это вовне хотя бы, стараться все это держать в себе. Только один или два раза в жизни со мной были припадки гнева, которых я стыжусь до сих пор. За мои 60 с лишним лет – это не так уж часто, я думаю – два раза в жизни».
В чем душевный смысл прощения – это могут рассказать хорошие психологи и просто культурные, воспитанные люди.
В чем духовный смысл? В чем богословский смысл?
Опасно ли «подменять» одно прощение другим – «духовное» прощение, онтологически соединяющее нас со Христом, «обычным» прощением, позволяющим мирно сосуществовать в социуме? Или и для христианина вполне достаточно быть просто воспитанным, незлобивым человеком?
Преподаватель Института богословия и философии Константин Андреевич Махлак считает, что т.н. «обычное» прощение тоже включает человека в план христианства, т.к. делает человека способным принять Христа и Его благовестие.
Но ничего подобного Иисус Христос не предлагает людям, когда Он говорит «покайтесь». Он говорит «покайтесь» не для того, чтобы вернуться во времена Авраама и Моисея, зачем? Он ведет вперед – «покайтесь, ибо Царствие Божие уже здесь». Он ведет вперед. Если Иоанн вел назад – для него покаяние это было обращение назад, то у Иисуса Христа, наоборот, это снятие пелены с глаз и устремленность вперед. Совершенно разные направления движения, разное представление о покаянии. Не назад, а вперед. А как – вперед? Что это значит? Что должно измениться в поведении человека, в его сознании, в его уме? Вот об этом-то вся проповедь и все действия Иисуса Христа.
У каждого человека есть свобода. И прощение начинается не тогда, когда прощают того, кто не задумывается вообще, а когда человек начинает просить прощение, то есть начинает внутренне идти навстречу другому. Прощение – это обоюдный акт.
Пронзительная история о неправде, унижении, бессилии и ярости.
…
См. также:
Передачи о смысле поста, о богослужениях поста, о покаянии
10 книг, подобранных протоиереем Александром Рябковым
ВИДЕО