6+

Пятидесятница, Троица, Сошествие Святого Духа — праздник Духа, апостольства, Церкви

20 июня Церковь празднует Пятидесятницу — день Святой Троицы.

Мы собрали для вас передачи радио «Град Петров» в рубриках о Троице: богословие и проповеди; о Церкви: богословие (экклезиология) и история Церкви (Русской и Вселенской). Всего у нас получилось более 30 наименований радиопрограмм и сборников на эти темы.

Сервис скачиваний передач радио «Град Петров» — удобно скачивать, легко помогать радио в сборе средств на вещание.

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)

БЕСЕДЫ НА КНИГУ ДЕЯНИЙ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ

Комментарий и пояснения на текст Деяний апостольских, повествующий о событиях Новозаветной Пятидесятницы:

«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. … Солнце превратится во тьму, и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется…»

СКАЧАТЬ

О Троице

ОТКРЫТЬ РУБРИКУ НА СЕРВИСЕ СКАЧИВАНИЙ

В рубрике «Вестники свободы» Александром Крупининым прочитана третья глава «Бог-Троица» из книги В.Н.Лосского «Очерк мистического богословия Восточной Церкви», замечательного творения богословия ХХ века: «Для Православной Церкви Пресвятая Троица – непоколебимое основание всякой религиозной мысли, всякого благочестия, всякой духовной жизни, всякого духовного опыта. Именно Ее ищем мы, когда ищем Бога, когда ищем полноту бытия, смысл и цель своего существования. Уклоняясь от Троицы, мы обрекаем себя на путь безысходный. Между Троицей и адом – нет никакого иного выбора. Это поистине вопрос крестный в буквальном смысле слова: троичный догмат есть крест для человеческой мысли».

СКАЧАТЬ

Предлагаем вашему вниманию доклад, который был прочитан митрополитом Каллистом на международной богословско-философской конференции «Пресвятая Троица» в Москве в 2001 году: «Будучи христианами, мы не просто монотеисты, как иудеи или мусульмане, и не политеисты, как Гомер, но мы видим в Боге одновременно и совершенное единство, и подлинное личностное различие. Вопрос в том, как это видение влияет на способ нашего мышления и действия – на практике?».

СКАЧАТЬ

Борис Викторович Раушенбах — выдающийся российский физик-механик, один из основоположников советской космонавтики, доктор технических наук, профессор. Борис Викторович был человеком разнообразных интересов, он занимался различными исследованиями, в том числе и в области искусства. Задача статьи – выявление эволюции полноты выражения троичного догмата в иконах Троицы.

СКАЧАТЬ

Цикл программ «Читаем икону» ставит своей целью познакомить слушателей с образным языком православной иконы, раскрыть ее смысл и красоту через рассмотрение основных типов икон: Спаситель, Богородица, Праздники, образы святых. Автор программ – петербургский искусствовед, кандидат культурологи Оксана Витальевна Губарева, ведущий программ – протоиерей Александр Степанов.

СКАЧАТЬ

СЛУШАЙТЕ «ДУШЕПОЛЕЗНЫЕ ЧТЕНИЯ»:

Троицкая родительская суббота (по материалам журнала «Вечное»)
Протоиерей Сергий Четвериков. Богослужения Пятидесятницы
Святитель Григорий Богослов. Слово о догмате Святой Троицы
Святитель Прокл Константинопольский. Поучение на Пятидесятницу
Святитель Иоанн Златоуст. Слово на Святую Пятидесятницу
Святитель Иннокентий Херсонский. Проповедь в день Пятидесятницы
Священномученик Владимир (Богоявленский). Слово на день Пятидесятницы
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Слово в день Святой Троицы<br
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Слово на Пятидесятницу
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Поучение на Пятидесятницу
Святитель Феофан Затворник. Дыхание Святого Духа
Святой праведный Алексий Мечёв. Благодатные действия Святого Духа на христиан
Священномученик Серафим (Чичагов). Слово в Духов день
Протодиакон Андрей Кураев. Духов день
Епископ Диоклийский Каллист. Святая Троица – парадигма человеческой личности
Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Поучение в Неделю всех святых
Святитель Лев Великий. Слово о посте после Пятидесятницы

СКАЧАТЬ

Передача о книге Юргена Мольтмана «Дух жизни. Целостная пневматология». Среди тем, рассматриваемых в книге: учение о Святом Духе в наши дни, современный и исторический опыт Духа, «Дух Христа: духовность общины», конфликт между «духом» и «плотью», «современная дилемма: Бог или свобода?», «оправдание – Божья правда для преступника», «медитация и созерцание», «мистика и мученичество», «опыт Духа – опыт общения» и др.

СКАЧАТЬ

Что такое Церковь?

Представление и исповедание Церкви о самой себе — очень важное свидетельство присутствия Духа в сообществе христиан. Но в разные исторические эпохи представление о том, что такое Церковь, менялось. Мы должны рассматривать ответ на вопрос «что такое Церковь» и с богословско-исторической точки зрения, и с точки зрения современного исповедания.

Сошествие Святого Духа, дарование Святого Духа Церкви – этот день назван в народе «Троица». Троица – главный христианский догмат. Можно ли христианину просто «отмахнуться» от него, ссылаясь на его «сложность» и свое «непонимание»?

Легко ли было принять веру в Бога Троицу ветхозаветному иудейскому сознанию?

Трудно ли было принять такую веру представителю эллинистической традиции?

Как исповедовать Бога Троицу в своих делах?

День Святого Духа вынесен в отдельный церковный праздник – Духов день, понедельник после Троицы. Что мы знаем о Святом Духе? Какое место Он занимает в жизни современных христиан? Что значит «хула на Духа», которая, по слову Священного Писания, есть единственный грех, который не имеет пути к покаянию и прощению? Почему нужно различать духов? И как христианин может подражать Святому Духу?

СКАЧАТЬ

 

В сборник программ, посвященный памяти протопресвитера Бориса Бобринского, входит «Книжное обозрение», рассказывающее о книге протопресвитера Бориса Бобринского «Тайна Пресвятой Троицы».

СКАЧАТЬ

Протопресвитер Борис Бобринский:

«Нельзя богословствовать о мире, человеке, Церкви и о таинствах в самих себе, вне непосредственного соотнесения их с Пресвятой Троицей, то есть с тайной Христовой, с силой и веянием Духа и любящей волей Отца. Прежде всего, ошибочно сначала пытаться определять человека в самом себе и лишь затем представлять его в отношении к Богу, Который, в этом случае, всегда останется для него кем-то «внешним». Мы не можем осмыслить мир сам по себе вне Откровения Божия о том, что само мироздание есть творческий акт Божественной Троицы, творящей мир из ничего, ради свободного и проистекающего из любви общения с ним. Таким образом, тварь находится одновременно в Боге и вне Его, в некой встрече с Ним лицом к лицу, обладая свободой противостоять Ему. … В конечном итоге, вся тайна Боговоплощения, Искупления и дарования Святого Духа должна рассматриваться в связи с первоначальным творением, устроенным и оживотворенным действием Пресвятой Троицы. … Здесь нельзя не затронуть антропологические выводы из троичного догмата. Они огромны. Они предопределяют саму сущность человека. Односторонний подход к Богу, как к монаде, и к человеку, сотворенному по образу этой монады, привел бы к противопоставлению двух монад, Божественной и человеческой («монада» является замкнутой единицей, индивидуальностью, закрытой самой в себе), и к невыносимому противостоянию лицом к лицу, в котором человек был бы раздавлен или растворен. Напротив, неся на себе образ Пресвятой Троицы, человеческая ипостась определяет себя как существо, способное к общению. … Вся полнота Спасения выражается в разнообразии троичных действий, тех троичных энергий, которые не искусственно прибавляются к сущности единого Бога, но необходимым образом являют личные свойства Божественных Ипостасей. … Наконец, Церковь, это Божественное «место», в котором действует благодать, где совершается спасение, эта Церковь открывается как отблеск, или, по выражению блаженного Августина, как «расширение к людям троичной семьи», троичного общения. Троичные структуры, присутствующие в таинствах, в богослужении, в богословии о Церкви, неотделимы от троичного догмата».

 

 

О Церкви

Экклезиология

ОТКРЫТЬ РУБРИКУ НА СЕРВИСЕ СКАЧИВАНИЙ


Константин Андреевич Махлак

ЭККЛЕЗИОЛОГИЯ. ИСТОРИЯ ПРАВОСЛАВНОГО УЧЕНИЯ О ЦЕРКВИ

В цикле передач «Экклезиология» преподаватель Санкт-Петербургского Института богословия и философии Константин Андреевич Махлак прослеживает развитие христианского представления о Церкви от Ветхого Завета до Нового времени.

Когда возникла Церковь? Что предшествовало Новозаветной Церкви? Чем была Ветхозаветная Церковь, как понималась связь Церкви и Царства Божьего в Новом Завете и в посланиях апостола Павла. В передачах подробно рассматривается взаимодействие богословия Церкви с греческой философией и представлениями об обществе (экклесии) в античности. Как менялось представление о Церкви в истории христианской мысли, как богословское самосознание Церкви взаимодействовало с культурой, с философией XVI-XX веков.

СКАЧАТЬ

Una Sancta – это слова из Символа веры, относящиеся к Церкви – Единая Святая. Статья посвящена проблемам экклезиологии – разделу богословия, посвященного Церкви. В первой части статьи говорится о межцерковных отношениях того времени, поэтому мы обращаемся ко второй части, где автор излагает свои богословские взгляды.

СКАЧАТЬ

В рубрике «Вестники свободы» звучит последняя глава из книги протопресвитера Николая Афанасьева «Церковь Духа Святого», последняя глава, которая подводит итог всей книге, посвящена возникновению различных служений в первоначальной Церкви, но в то же время является самостоятельной статьей, говорящей о взаимоотношениях благодати и права в Церкви.

СКАЧАТЬ

ВИДЕО. «Церковь, как эсхатологическая община, живет вне мира, и в то же самое время она живет в мире. Появляется как бы двойное гражданство. Христианин — он гражданин мира, имеет гражданство какого-то государства, и он гражданин Царства Божиего. Это же тоже Царство! И он — его гражданин. Как быть христианином в нехристианском обществе, в государстве?». Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев).

СКАЧАТЬ

ВИДЕО. В лектории «Щедрая среда» иеромонах Иоанн (Булыко) прочитал лекцию на тему «Проблема научного определения Церкви. Перспективы экклезиологического богословия: восток и запад». На основе трудов западных и восточных авторов о. Иоанн предлагает выявить основные аспекты экклезиологии с тем, чтобы дать пространное определение Церкви, которое отражало бы все стороны ее жизни. СКАЧАТЬ

В определении Церкви нужно отразить христологический, пневматологический, а также антропологический аспекты. На основе трудов западных и восточных авторов о. Иоанн предлагает выявить основные аспекты экклезиологии с тем, чтобы дать пространное определение Церкви, которое отражало бы все стороны ее жизни.

СКАЧАТЬ

В рубрике «Вестники свободы» – доклад протопресвитера Бориса Бобринского «Церковь и Евхаристия» на богословской конференции «Православное учение о Церкви», состоявшейся в Москве в 2003 году.

СКАЧАТЬ

 

История Церкви

ОТКРЫТЬ РУБРИКУ НА СЕРВИСЕ СКАЧИВАНИЙ


Протоиерей Георгий Митрофанов:

«…Но в это же самое время власти начинают прибегать к политике, на первый взгляд, не такой уж жестокой, но гораздо более для Церкви, я бы сказал, травматичной. И тут речь не идет о Патриархе Алексии, который в этой ситуации найдет в себе силу поступить очень принципиально. Речь идет о том, что вам самим, наверное, хорошо представимо – по крайней мере тем, кто постарше. Итак, действительно, идет закрытие храмов, начинаются аресты священников, даже некоторых епископов. Правда, теперь им уже не предъявляют никаких политических обвинений. Обвинения теперь исключительно уголовные и иногда призванные нанести удар по престижу Церкви: кража финансовых средств, уклонение от уплаты налогов, растление несовершеннолетних, мужеложество, которое было уголовное статьей в это время. Людей из духовного сословия, подчас безупречной личной нравственности, могли сажать на основании обвинения, например, в изнасиловании. Какого-нибудь престарелого священника, например, обвиняли в изнасиловании и давали ему срок соответствующий. Это была изощренная практика дискредитации Церкви путем репрессий. Это уже было апробировано. Помните, когда репрессировали духовенство на основании того, что оно сопротивляется изъятию церковных ценностей, не хотят помогать голодающим. Но в это время проводится и еще одна акция, которая, в общем, в таких масштабах не проводилась никогда, даже в 20-е годы. Вы помните, как с конца 50-х годов из Церкви начинают уходить некоторые священники и учащиеся духовных школ. Причем не просто уходить, а обставлять свой уход громогласными покаянными заявлениями. В частности, в 1958 году преподаватель Одесской семинарии Дулуман открыл эту самую «плеяду» кающихся в своей вере православных. Некоторые священники также поступили. Но особое значение имело, конечно же, выступление 5 декабря 1959 года в газете «Правда» бывшего профессора-протоиерея, бывшего инспектора нашей Духовной академии Александра Осипова. Вообще, всего в период хрущевских гонений из Церкви ушли, публично отрекшись от нее, около двухсот клириков. Только клириков, я не говорю о студентах духовных школ. Что это были за люди? Люди, конечно, были разные. Некоторые, действительно, были просто надломлены тем давлением, которое на них оказывали. Но немало там было людей, которые по сути дела уже давно внутренне от Церкви отреклись. И одним из таких людей был, конечно, Александр Осипов. Это был человек, который секретным сотрудником органов безопасности был уже с конца 40-х годов. Чему не мешало его вполне добротное богословское образование, его действительно имевший место профессорский талант. Он был очень популярен среди студентов. И надо сказать, что отец Василий Ермаков сохранил о нем самые светлые воспоминания как о преподавателе. Но Осипов, будучи инспектором и протоиереем, писал соответствующие отчеты, то есть доносы на своих же собратьев. И были некоторые люди, что называется, просто на его совести, кого репрессировали из-за него – в частности, в послесталинских гонениях. У него были личные проблемы. Его жена ушла из Эстонии с отступавшей немецкой армией. Он остался один, вступил в гражданский брак со студенткой биологического факультета, что побудило в конце концов митрополита Григория (Чукова) запретить ему носить крест и совершать священническую деятельность. Он ходил просто в рясе в академии. Но главное заключалось в другом: он, действительно, был уже человеком, который сотрудничал с органами госбезопасности давно. И до поры до времени он нужен был им в качестве секретного осведомителя. А в условиях, когда церковную жизнь решили свернуть вообще, власти предпочли его, действительно, одного из самых крупных профессоров Духовной академии, представить в числе кающихся грешников – конечно, грешников по отношению к Коммунистической партии. И вот он очень эффектно, очень ярко обставил свой уход из Духовной академии, из Церкви вообще и перешел на работу в Публичную библиотеку, где защитил даже кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук, где суммировал свои довольно бездарные атеистические брошюрки. Конечно, его атеизм по форме был гораздо более эффектней, чем атеизм недоучек с философского факультета, с кафедры научного атеизма. Осипов умел ярко подавать свое богоборчество. Но, в принципе, это был человек, который в общем и целом нанес большой удар по престижу Церкви. И это должно было возыметь какую-то реакцию. Кажется, после того, что мы слышали, скажем, о панихиде по Сталину, от Патриарха Алексия уже нельзя было ожидать в данном случае какого-то резкого шага. Но он такой шаг все-таки предпринял. Именно он, потому что постановление Священного Синода 30 декабря 1959 года, конечно бы, не появилось без его согласия. Есть разные версии, кто его инициировал, но во всяком случае всю ответственность за это постановление Патриарх брал на себя. А в постановлении этом прозвучали слова, которые уже давно советские руководители не слышали из уст Предстоятеля  Русской Православной Церкви…».

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ XX ВЕКА В ЛИЧНОСТЯХ ЕЕ ПАТРИАРХОВ.

СКАЧАТЬ

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru