В сентябре мы празднуем два больших церковных праздника — Рождество Богородицы (21 сентября) и Крестовоздвижение (27 сентября).
Предлагаем вашему вниманию наши передачи, доступные на Сервисе скачиваний.
В сборнике вы найдете:
Преподобный Иоанн Дамаскин. Слово на Рождество Богородицы
Святитель Андрей Критский. Слово на Рождество Богородицы
Три дня и три рождения (по материалам журнала «Вечное»)
Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Слово на Рождество Богородицы
Священномученик Фаддей (Успенский). Слово на Рождество Богородицы
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Слово на Рождество Богородицы
Священномученик Сергий Мечёв. Проповедь на Рождество Богородицы
М.Скабалланович. Значение праздника Рождества Богородицы
Митрополит Сурожский Антоний. Проповедь на Рождество Богородицы
Митрополит Сурожский Антоний. Слово на Рождество Богородицы
Цикл программ «Читаем икону» ставит своей целью познакомить слушателей с образным языком православной иконы, раскрыть ее смысл и красоту через рассмотрение основных типов икон: Спаситель, Богородица, Праздники, образы святых. Автор программ – петербургский искусствовед, кандидат культурологи Оксана Витальевна Губарева, ведущий программ – протоиерей Александр Степанов.
«Учение об ипостасном единстве включает в себя и концепцию Богоматеринства. К величайшему сожалению, в наше время тайна Воплощения слишком часто толкуется отвлеченно, словно абстрактная метафизическая проблема или диалектическая головоломка. Богослов, говорящий о Воплощении, с необычной легкостью соскальзывает в лабиринты рассуждении о конечном и бесконечном, о вечном и временном, обозначая этими понятиями лишь логические или метафизические отношения – и, увлекшись диалектикой, забывает о главном. Он забывает, что прежде всего Воплощение – деяние Живого Бога, Его личностное вторжение в тварное бытие, «нисхождение» Божественной Личности, личного Бога. Во многих нынешних попытках изложить веру Предания современным языком чувствуется тонкий, но явственный душок докетизма. Современные богословы так энергично подчеркивают Божественность Воплощенного, что Его земная жизнь уходит куда-то в тень, превращаясь в «Инкогнито Сына Божия». Очевидно, что для этих авторов не существует абсолютного тождества Сына Божия и исторического Христа. Всё Воплощение сводится к символам: Господь Воплотившийся рассматривается как инкарнация какого-либо Божественного принципа или идеи (будь то Гнев Божий или Любовь, Кара или Милость, Суд или Прощение), но не как Живая Личность. Личностный аспект ускользает или намеренно игнорируется, ведь идея – даже идея Любви и Милосердия – не может воспринять человека в сыновство Богу: это возможно только Воплощенному Господу. Что-то реальное и очень важное произошло с человеком и для человека, когда Слово Божие «стало плотию и обитало с нами»… Но каково точное значение и смысл этих слов: «родился от жены?» Материнство – даже чисто человеческое – не исчерпывается одним фактом физического рождения. Лишь пребывающий в абсолютной слепоте может не замечать его духовного значения».
«Оставим решительно в стороне те ветхозаветные тексты, которые совершенно очевидно оказались отнесенными к Божией Матери лишь на основании их чисто аллегорического истолкования. Известно, что православная богословская экзегеза отказалась от аллегорического подхода к Священному Писанию Ветхого Завета. Понимание Ветхого Завета как аллегорического изображения новозаветных истин упраздняет самый факт Ветхого Завета как определенной эпохи в хождении человечества перед Богом, эпохи, лежащей в путях Божественного домостроительства спасения человека. Для Ветхого Завета самым характерным являлась именно эта ограниченная мера Откровения, нарочито подаваемая Богом человеку, согрешившему в Адаме, но еще не восстановленному во Христе. Усматривание за ветхою буквой иного, таинственного смысла, ничего общего с буквою не имеющего, ведет к простой замене Ветхого Завета Новым и, в конечном итоге, приводит к монофизитствующему крайнему александринизму, поглощающему в Божестве священную историческую реальность».
В сборнике вы найдете:
Крест Христов. Беседа протоиерея Константина Пархоменко
Нательный крестик. Беседа протоиерея Константина Пархоменко
Символика Креста. Беседа протоиерея Константина Пархоменко
О крестном знамении. Беседа протоиерея Константина Пархоменко
М. Скабалланович. Значение праздника Воздвижения Креста Господня
Крест Христов и крестное знамение (по материалам журнала «Вечное»)
Преподобный Феодор Студит. Поучение на Воздвижение Креста Господня
Святитель Иоанн Златоуст. Слово на Воздвижение Креста Господня
Преподобный Феодор Студит. Слово на поклонение Кресту
Преподобный Ефрем Сирин. Слово на Честный и Животворящий Крест
Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Слово на Воздвижение Креста Господня
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Слово на поклонение Кресту
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Слово на Воздвижение Креста Господня
Митрополит Сурожский Антоний. Неделя перед Крестовоздвижением
Митрополит Сурожский Антоний. Проповедь на Крестовоздвижение
Митрополит Сурожский Антоний. Слово на Крестовоздвижение
ВИДЕО-лекция о русских каменных крестах. Презентация книги. Встреча с авторами.
КАМЕННЫЕ КРЕСТЫ РОССИИ
10 передач
Гости программы — исследователи каменных крестов на Северо-Западе России, авторы сайта «Регионавтика», авторы книги о древнерусских каменных крестах «Безмолвные стражи прошлого. Монументальные каменные кресты», краеведы и путешественники Александр Потравнов и Татьяна Хмельник.
Александр Потравнов: «Наши предки оставили нам каменные кресты. Мы не должны оттолкнуть это наследие. Если оттолкнуть от себя крест – то о каком спасении своей души может идти речь?
Некоторые каменные кресты – практически свидетели того периода истории, который показан в фильме «Викинг». Они свидетели того, как становилось христианство на этой земле.
Древним каменным крестам угрожают черные копатели, они часто думают, что под древним крестом – клад. Это совершенно не так, но кресты страдают.
Бывают случаи, когда желая «спасти» крест, его вырывают из того места, в котором он был установлен сотни лет назад нашими предками, и увозят в неизвестном направлении».
Александр Потравнов и Татьяна Хмельник обнаружили, научно описали и исследовали более тысячи каменных крестов на Северо-Западе, возраст некоторых достигает 700-800 лет.
Больше всего каменных крестов сохранилось в Псковской и Новгородской областях.
Есть кресты и в Ленинградской области.
Самый старый крест – в Тверской области, Стерженский крест датирован 1133 годом.
В Новгороде сохранились кресты 1130-х годов.
Первым начал фиксировать эти памятники христианства на нашей земле Новгородский митрополит Макарий, он описывал древние каменные кресты Новгородской земли.
«Чаще всего, чем грубее сделан крест – тем более он близок нам по времени. Древние кресты были сделаны более искусно», — авторы исследования готовы доказывать свои выводы на большом собранном ими материале.
Многие считают, что у нас существует только один тип креста: восьмиконечный крест – это «русский православный». Участники программы рассказали, что изучив более 1000 крестов, они выявили более 40 разновидностей древнерусских крестов.
В ходе дальнейшего изучения авторы исследования обнаруживали наиболее характерные черты и создали свою классификацию типов крестов.
Еще одна тема: история разрушения древних каменных крестов.
«Вандализм происходит оттого, что люди не понимают, что этому кресту 600 лет. Если рассказывать местным жителям о том, что рядом с ними существует такая древность – они начинают сами охранять этот памятник старины».
И актуальная тема: как сохранить те каменные кресты, которые дожили до наших дней.
Как сегодня местные жители почитают каменные кресты? Гости программы рассказали, что иногда местные жители по-своему, с элементами язычества, почитают древний крест, которому уже полтысячи лет, а местный священник «борется» с этим каменным крестом, считая его языческим идолом.
А какой крест мог бы стать прототипом для нашего сувенира, узнаваемого во всем мире так же, как знаменитые кельтские кресты?
«Новгородский крест в круге – самый красивый крест в мире», – считает Татьяна Хмельник.
…