Память Царской семьи
17 июля Церковь отмечает память Царственных страстотерпцев. В 1918 году в Екатеринбурге зверски убита Царская семья с приближенными. Уже больше 20 лет они – в центре главной соборной иконы России – иконы Новомучеников и Исповедников.
Почему именно вокруг «бывшего» императора и «бывшей» императорской семьи собран Собор Новомучеников и Исповедников?
Кто – главный святой XX века? И, таким образом, главный святой нашего времени.
Царь?
Или, может быть, целая семья – первая семья России – как символ соборности мученической святости XX века?
Или, может, все убитые в Ипатьевском доме 17 июля 1918 года?
Или все убитые Романовы и их верные приближенные, вспоминая и Елизавету Федоровну, и Михаила Александровича, и других?
А почему именно царская фамилия в центре сугубо церковного Собора Новомучеников?
Что именно это символизирует?
Конец «старого времени», конец «царской России» и начало новой, советской?
Но ведь большинство святых на этой иконе – приняли мученический венец в «махровые» советские годы, в период Большого советского террора – в 1937-1938 годах… Какой уж тогда царь?..
Но именно вокруг этой семьи собран Собор на главной русской иконе XX века, иконе все еще – нашей – эпохи.
Что же Церковь вложила в этот иконографический символизм?
И почему Романовы – святые?
Почему Николай II и его семья – святые?
И – главные святые на иконе Собора?
Потому что это царь?
Потому что они убиты?
Потому что они убиты предельно жестоко?
Потому что они убиты богоборцами?
Потому что они убивались «под корень», тотально?
Потому что с ними вместе убивалась Россия?
Или/и Церковь?
Почему так трудно прославление главных святых XX века?
Почему не прославлены с Царской семьей вместе с ними пострадавшие?
(Только страстотерпец праведный врач Евгений «допрославлен» несколько лет спустя…)
И до сих пор большинство не ответит на эти вопросы.
И до сих пор в «подвешенном состоянии» такой насущный для Церкви вопрос – почитание святых в их мощах – в отношении Царской семьи и их приближенных, с ними пострадавших. Возможные святые мощи и в широком общественном пространстве и даже в церковной официальной информации называют «екатеринбургские останки»… Ведь вопрос пока не решен. Вопрос не решен, а не вполне уважительный эпитет – употребим даже в церковной среде?
Наша главная проблема в этом вопросе – неисцеленность.
Ведь прославление – это и есть исцеленность.
Исцеленность – присутствие в церковном сознании святого как спасенного, т.е. исцеленного Христом Спасителем.
История прославления Царской семьи свидетельствует о том, что исцеленности без покаяния быть не может.
Надеемся, что мы идем этим путем.
Медленно, с серьезными заминками, даже с поворотами вспять… Но другого пути у России нет.
Алексей Николаевич, 1918 год
НАШИ ПЕРЕДАЧИ К 17 ИЮЛЯ:
Рубрика
Архивы хранят множество уникальных документов. Среди них – аудиозапись 1964 года с воспоминаниями убийц о содеянном. В 1964 году еще оказались живы участники убийства царской семьи чекисты Никулин и Родзинский. В девяти наших программах вы услышите фрагменты этой аудиозаписи воспоминаний убийц. СКАЧАТЬ
ВИДЕО. Историк Кирилл Михайлович Александров, занимаясь исследованиями по истории Белого Движения, обнаружил в архивах два новых документа по «Делу» об убийстве Царской семьи. Состоялась их научная публикация и по итогам работы автор публикации прочитал лекцию в нашем лектории «Щедрая среда» на тему «История Белого следствия по «Делу» об убийстве Романовых». СКАЧАТЬ
Историк Кирилл Михайлович Александров рассказывает о двух найденных им в архивах ранее неизвестных документах следствия по делу убийства Царской семьи в Екатеринбурге, восстанавливает ход событий в Ипатьевском доме в ночь с 16 на 17 июля 1918 года, а также рассказывает историю «белого следствия» по этому делу. СКАЧАТЬ
Автор трех передач из сборника – протоиерей Георгий Митрофанов. Первая передача посвящена канонизации Царской семьи. Церковный историк протоиерей Георгий Митрофанов был одним из тех, кто готовил материалы к канонизации. В частности, подготовил историческое обоснование по двум важным вопросам, по мнению некоторых могущих быть препятствием к канонизации: роль Государя Николая Александровича в событиях т.н. «кровавого воскресенья» 9 января 1905 года и христианская точка зрения на отречение от престола. Отец Георгий рассказывает о том, как Русская Церковь подошла к решению канонизировать Царскую Семью, почему члены Царской семьи были канонизированы в чине страстотерпцев. И размышляет о значении этого события.
В другой передаче отец Георгий комментирует событие, произошедшее через 8 лет после канонизации – реабилитация Царской семьи. И если канонизацию в Русской Православной Церкви Московского Патриархата (2000 год) протоиерей Георгий искренне приветствует как важнейшее событие не только церковное, но и национальное, государственное, то событие 2008 года – реабилитацию – считает не просто лишней, неуместной, юридически бессмысленной, но даже оскорбительной в духовном смысле. Ведь Царь, его семья и слуги были расстреляны без суда, без приговора.
Третья программа сборника с участием протоиерея Георгия Митрофанова – это последняя лекция в цикле «Романовские вечера», в котором церковный историк дал яркие портреты всем царствующим особам из Дома Романовых. Лекция, посвященная Николаю II, пожалуй, самая яркая в этом цикле. Прослушав одну эту программу, каждый может проникнуться воодушевляющим обликом последнего русского Царя.
В программе с участием доктора исторических наук Сергея Львовича Фирсова также дается исторический портрет Николая II и дается оценка его царствования.
Другие программы сборника имеют разных авторов и посвящены событию убийства Царской семьи.
В сборнике 11 передач.
Общее время 8 ч. 20 мин.
Самый подробный рассказ о событиях Февраля 1917 года и подробнейший (иногда — почасовой) — о том, как происходило отречение последнего русского Государя. Предлагаем для скачивания программы, в которых рассмотрены причины Февральской революции, ход революционных событий и основное внимание уделено кропотливому восстановлению истории отречения от престола императора Николая Александровича.
В год 100-летия Февральской революции – подробнейший рассказ о событиях, приведших к крушению монархии в России.
Кандидат исторических наук Кирилл Михайлович Александров много лет занимается восстановлением событий и формированием своего взгляда на их значение.
В программах зачитываются важнейшие документы – полностью, и фрагменты дневников и воспоминаний участников.
Упоминаются существующие расхожие мифы, касательно отречения Николая II: «отречения не было», «акт об отречении поддельный», «подпись карандашом недействительна» и т.п.
Кроме воссоздания максимальной хронологической точности, личной оценки исторических событий, автор цикла программ дает возможность слушателям взглянуть на происходящее глазами современников, которые не только по-разному видели одни и те же события, по-разному на них реагировали и их оценивали, но и сами с ходом времени меняли свои взгляды.
Однако не оставляет главное впечатление – историю творят обычные люди. И здесь, как ни в каком другом историческом сюжете, можно понять – как много зависит от поступков конкретных людей!
В цикле 39 передач.
Общее время 17 ч. 53 мин.
Какими мотивами руководствовался великий князь Михаил Александрович, не принимая престола и не отказываясь от него? Было ли его решение самостоятельным? Что помешало брату Николая Второго исполнить свой долг наследника русского престола? Хотел ли Михаил Александрович прекратить историю русской монархии? Кто именно и с какими взглядами был рядом, когда он принимал историческое решение? Каковы дальнейшие судьбы всех участников этой исторической драмы?
В программах зачитываются важнейшие документы – полностью, и фрагменты дневников и воспоминаний участников.
В цикле 5 передач.
Общее время 2 ч. 25 мин.
Сборник репортажей радио «Град Петров» знакомит с тем, как в столице Российской империи был отмечен день 100-летия убийства семьи последнего русского Государя. Члены семьи Романовых прибыли из разных стран в Петербург, где в день 100-летия убийства Николая II и его семьи приняли участие в литургии в храме Спаса Нерукотворного Образа в Зимнем дворце и в молебне в Петропавловском соборе Петропавловской крепости. Репортажи Екатерины Степановой, Ивана Теплова и Марины Лобановой, записанные 17 июля 2018 г.
День 17 июля представители семьи Романовых начали литургией в Зимнем дворце. 17 июля 2018 года, в 100-летнюю годовщину гибели царской семьи в Храме Спаса Нерукотворного Образа в Зимнем дворце была совершена Божественная Литургия. В соборе был представлен дар А.И. Вилкова Эрмитажу – портрет Николая II работы неизвестного художника, который до 1918 года находился в музее Семеновского полка. Также состоялась торжественная церемония передача иконы «Чудо Георгия о змие», которая по преданию принадлежала к семейным иконам Романовых.
Генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский дал специальный комментарий к этому событию для радио «Град Петров».
Днем 17 июля представители семьи Романовых молились в Петропавловском соборе Петропавловской крепости – усыпальнице Романовых. На богослужении присутствовали член британской королевской семьи принц Майкл Кентский (император Николай II – двоюродный брат обоих его дедов и одной из бабушек), княгиня Ольга Андреевна (Глава Объединения членов рода Романовых) и другие члены семьи Романовых.
Также 17 июля состоялась пресс-конференция, в которой приняли участие председатель Объединения членов рода Романовых внучка великого князя Александра Михайловича и великой княгини Ксении Александровны княгиня Ольга Андреевна Романова, потомок великого князя Михаила Николаевича князь Ростислав Ростиславович Романов, представитель в России Объединения членов рода Романовых Иван Сергеевич Арцишевский. Переводила на пресс-конференции историк, биограф семьи Романовых Зоя Иосифовна Белякова.
А 25 июля в нашем городе историк из Екатеринбурга Николай Неуймин прочитал лекцию о том, что происходило в Екатеринбурге 100 лет назад и как в наши дни сохраняется память об этом трагическом событии. Николай Борисович Неуймин – заведующий Отделом истории династии Романовых Свердловского областного краеведческого музея, большое внимание в его докладе было уделено судьбам убийц царской семьи, а также тому, как их наследие продолжает чтиться потомками в топонимах, хотя зачастую такой топонимический след становится кощунством.
В конце лекции слушатели имели возможность задать вопросы, на которые отвечали Николай Неуймин и Юлия Кантор. Конечно, просили назвать имена тех, кто лично несет ответственность за решение убить Николая Второго и его семью. Не обошлось и без вопроса о ритуальном убийстве. На вопрос ответил Николай Неуймин. Прозвучал ответ и, пожалуй, на самый главный вопрос: что посоветуете прочитать, посмотреть, изучить.